№ 2-2837/10 по иску прокурора г. Магадана в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ `ИК№ 3` УФСИН России и ФСИН России



Дело № 2 -2836/10                                                           15 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                                Диденко Д.М.,

при секретаре                                                                              Ярошенко Е.Р.,

с участием:

прокурора                                                                                     Серова С.И.,

представителя ответчика                                                            Прокопенко Т.Е.

представителя третьего лица                                                      Аскаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 15 октября 2010 года гражданское дело по иску прокурора Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Магаданской области и Федеральной службе исполнения наказания России об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Магаданской области обратился в Магаданский городской суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с исковым заявлением к ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Магаданской области 21 октября 2009 года проводилась проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства РФ в ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области, в ходе которой были выявлены нарушения требований ч.1 и 2 ст.80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Согласно указанным нормам в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы, при этом лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.В целях устранения выявленных нарушений 02.11.2009 в адрес врио начальника УФСИН России по Магаданской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого сообщено о планировании перевода лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в отряд № (на данный момент ), разместив отдельно от остальной массы осужденных. Проведенная в июле 2010 г. проверка ФБУ ИК- г. Магадана показала, что до настоящего времени требования закона об изолированном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших такое наказание, исправительным учреждением не выполнены. Так, в учреждении из 377 содержащихся осужденных в условиях одной колонии продолжают отбывать наказание 50 осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы (список приложен к иску). Кроме того, распоряжением ФСИН России от 28 июня 2010 года -р ФБУ ИК- гор. Магадана определена как исправительная колония общего режима, предназначенная для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы. Несмотря на это, какие-либо меры, направленные на перевод осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в другие учреждения общего режима администрацией исправительного учреждения не принимаются. Исходя из чего, прокурор просит суд, обязать ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области выполнить требования закона о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших лишение свободы, путем перевода осужденных, ранее отбывавших лишения свободы, в другие исправительные учреждения строгого режима, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

Определением суда от 05 октября 2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания России и в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Магаданской области.

До судебного заседания от первого заместителя прокурора Магаданской области старшего советника юстиции ФИО поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором прокурор просит суд обязать ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России выполнить требования закона о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших лишение свободы, путем перевода осужденных ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы в другие исправительные учреждения строгого режима для лиц, ранее отбывавших уголовные наказание, в связи с иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в ИК- гор. ФИо, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений и просил суд, удовлетворить заявленные требования. При этом, указал, что в результате сложившейся в ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области ситуации нарушаются права в первую очередь тех осужденных, которые отбывают наказание в виде лишения свободы впервые. Влияние на них осужденных, которые уже отбывали наказание в виде лишения свободы, препятствует достижению поставленной государством цели исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы. Просит суд обязать ответчиков перевести из ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области тех осужденных, которые уже отбывали наказание в виде лишения свободы в другие аналогичные учреждения. Поскольку в пределах субъекта - Магаданской области таких учреждений нет, то перевод следует осуществить за пределы Магаданской области в учреждения, где по определению должны содержаться лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы не впервые.

Представители ответчика ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области требования прокурора признали частично, суду пояснили, что в действительности указанное в исковом заявлении нарушения имеют место в учреждении. К устранению данного нарушения ими принимались меры, но возможности перевезти ранее осужденных в другие исправительные учреждения самостоятельными силами у них не имеется, так как для этого, прежде всего, необходимы денежные средства и правовая основа. Действительно, по распоряжению -р ФСИН России от 28 июня 2010 года ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области определена как ИК общего режима, предназначенная для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Однако, для исполнения указанного распоряжения необходимы денежные средства, которых у колонии нет, так как финансирование у них поступает из федерального бюджета. По ранее действующему предназначению ИК- не был определен такой статус и они по распоряжению ФСИН России для перевода осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, обязаны были брать у таких осужденных согласие на перевод в другое учреждение. Однако, такое согласие на перевод в другие исправительные колонии, находящиеся за пределами Магаданской области давали единицы, потому и сложилась такая ситуация в их учреждении. Они самостоятельно пытались изолировать указанных осужденных от общения и содержания на территории колонии, но это к желаемым результатам не привело.

Представитель третьего лица в судебном заседании полностью поддержала мнение представителей ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области.

Представитель соответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение лиц участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя соответчика.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно статьям 18, 45, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими, что подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных правах, а о любых правах и свободах человека и гражданина. Указание на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении закона все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Согласно названным статьям Конституции РФ, а также ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», заключенной 04.11.1950 г. в г. Риме, с последующими изменениями и Протоколом (подписанным в г. Страсбурге 22.11.1984 г) каждому гарантирована защита его прав и свобод. Как указано в ст. 17 названной Конвенции «ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции».       

В силу 1 статьи 10 Уголовно-исправительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Исходя из выше указанных норм следует, что государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных.

В соответствии с требованиями статей 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу её деятельности составляет Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативныеакты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 13 названного Закона, является: обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создание условий для обеспечения правопорядка и законности.

Согласно части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что в нарушение требований ч.2 ст. 80 Уголовно-исправительного кодекса РФ в ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области из 377 содержащихся в колонии осужденных продолжают отбывать наказание 50 осужденных, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы (ФИо, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО).

Из них: 10 - содержатся в отряде ; 13 - в отряде ; 16 - в отряде ; 5 - в отряде (строгих условий содержания) и 3 в отряде совместно с другими лицами, которые впервые отбывают наказание в виде лишения свободы.

При этом, распоряжением ФСИН России от 28.06.2010 -р ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области определена как исправительная колония общего режима, предназначенная для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы. Исходя из чего, содержание в указанной колонии осужденных, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы является незаконным и по указанному распоряжению ФСИН России.

02 ноября 2009 г. в целях устранения выявленных нарушений в адрес врио начальника УФСИН России по Магаданской области прокурором Магаданской области внесено представление и предложено в течение месяца со дня внесения представления обеспечить условия содержания осужденных в колонии в соответствии с требованиями закона.

По результатам рассмотрения этого представления в прокуратуру Магаданской области администрацией ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области дан ответ о том, что планируется перевод лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в отряд (на данный момент отряд ), разместив отдельно от остальной массы осужденных

Судом установлено, что до настоящего времени требования закона об изолированном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших такое наказание, исправительной колонией УФСИН России по Магаданской области не выполнены. При этом, для устранения нарушения ч. 2 ст. 80 Уголовно-исправительного кодекса РФ по раздельному содержанию лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и лиц, отбывавших такое наказание впервые, по мнению суда, недостаточно перевода в другие отряды, расположенные на территории одной колонии, так как контакт при этом указанных лиц неизбежен. К тому же, содержание лиц, которые впервые отбывают наказание в виде лишения свободы и лиц, уже отбывавших такое наказание в одном исправительном учреждении, запрещено нормой федерального закона ( ст. 80 УИК РФ), а также распоряжением УФСИН России

Таким образом, оценивая исследованные судом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы прокурора, изложенные им в исковом заявление нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу, а, следовательно, по мнению суда, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд признает нахождение осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы в ФБУ ИК- УФСИН России по Магаданской области иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению этих осужденных в указанной колонии и считает необходимым обязать ответчиков перевести таких осужденных в другие исправительные колонии аналогичного типа, определенные для содержания лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

Основываясь на вышеизложенном и руководствуясь 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказания по Магаданской области», Федеральную службу исполнения наказания России выполнить требования федерального закона о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, путем перевода из Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказания по Магаданской области» осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в другие исправительные учреждения, предназначенные для содержания лиц, ранее отбывавших уголовное наказание в виде лишения свободы, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить срок изготовления мотивированного решения - 20 октября 2010 года.

Судья        (подпись)

Копия верна:

Судья:                                                      Д.М. Диденко.