Гражданское дело № 2-3407/10 по иску Ли Р.М. к ООО `Элегия` о взыскании компенсации морального вреда



24 ноября 2010 г.        Дело № 2-3407/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи      Неказаченко Н.П.,

при секретаре        Кириченко В.В.,

с участием истца                                                                     Ли Р.М.,

представителя ответчика                                                       Исаевой Т.М.,

в отсутствии представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 24 ноября 2010 г. гражданское дело по исковому заявлению Ли Романа Михайловича к обществу     с ограниченной ответственностью «Элегия» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ли Р.М. обратился в Магаданский городской суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Элегия» о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что 25 сентября 2010 года, в качестве потребителя парикмахерских услуг, обратился к ответчику о производстве мужской стрижки.

Заняв очередь, истец стал ожидать, когда его вызовет мастер для оказания бытовой услуги. Ожидая своей очереди с 11:30 до 14:00 часов, истец обратил внимание, что в обход живой очереди, парикмахер принимал других клиентов, которым оказывал бытовые услуги по подстрижке в нарушение установленного порядка Правилами бытовых услуг населению в Российской Федерации.

Когда истец обратился к ответчику по вопросу о не обслуживании парикмахером клиентов в порядке живой очереди, то получил ответ, что у парикмахеров перерыв, и что в указанный период времени они могут принимать клиентов по своему усмотрению.

На просьбу истца о предоставлении ему полной и достоверной информации об оказываемых парикмахерских бытовых услугах, а также предоставления книги жалоб и предложений, ввиду того, что соответствующая информация отсутствовала на доске потребителя, ответчик истцу в предоставлении такой информации отказал, сославшись на то, что указанный вопрос ему необходимо решать с руководством парикмахерской ООО «Элегия».

По факту нарушения прав потребителя, Ли Р.М., 26 сентября 2010 года, обратился с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области.

В ходе проверки, проведённой Роспотребнадзором по Магаданской области по жалобе истца, было установлено, что ответчик нарушил абз.1 п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также абз.1 п.2 Правил оказания бытовых услуг населению в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025, и не довел на своей вывеске до потребителя фирменное наименование, место его нахождения, что является нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите право потребителей».

По факту нарушения вышеуказанных требований законодательства, ответчик привлечен к административной ответственности, что подтверждает соответствующее постановление по делу об административном правонарушении от 19 октября 2010 года.

Истец полагает, что ответчик, своими действиями, допустил дискриминацию, незаконно установив монополию в решении вопроса о приёме граждан по записи и в порядке живой очереди. Просит суд взыскать с ответчика ООО «Элегия» компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В судебном заседании истец Ли Р.М. поддерживал заявленные им исковые требования, и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Элегия» Исаева Т.М. исковые требования истца не признала, просила суд отказать истцу в их удовлетворении.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в письме, поступившем в адрес суда до начала судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.

Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя     третьего лица, по имеющимся в деле материалам.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено положениями статей 8-9 Закона Российской     Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее по тексту Закон о защите прав потребителей), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 статьи 8 информация, в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Как установлено судом, что также подтверждается материалами гражданского дела, 25 сентября 2010 года, истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Элегия» - парикмахерскую, расположенную по адресу: <адрес> за парикмахерской услугой о производстве мужской стрижки. Прождав в порядке живой очереди с 11:30 до 14:00 часов, истец парикмахером обслужен не был. Однако, в обход живой очереди, мастер мужского зала принимал других клиентов, которым оказывал бытовые услуги по подстрижке.

В просьбе истца о предоставлении ему полной и достоверной информации об оказываемых парикмахерских бытовых услугах, а также предоставления книги жалоб и предложений, ввиду отсутствия соответствующая информация на доске потребителя, ответчик отказал.

По жалобе истца (л.д. 20), Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Элегия» проведена     проверка, по результатам которой, государственным органов в сфере защиты прав потребителей, составлен     протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 11 октября 2010 года (л.д.14-15).

Постановлением по делу об административном правонарушении от 19 октября 2010 года, ответчик привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 11 октября 2010 года за нарушение     прав потребителя на получение необходимой и достоверной     информации о реализуемом товаре (работе, услуге) (л.д.12).

Вышеуказанное постановление, в установленном законом порядке, ответчиком не обжаловано, и вступило в законную силу.

Как усматривается из материалов гражданского дела, общество с ограниченной ответственностью «Элегия» зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 30,31).

Как следует из пункта 1.3. Устава, полное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Элегия». Сокращенное наименование Общества: ООО «Элегия». Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Элегия»

Согласно пункту 1.11. Устава, общество с ограниченной ответственностью «Элегия» осуществляет следующие основные виды     деятельности:

- оказание     парикмахерских услуг;

- оказание бытовых услуг;

- оказание     услуг по приобретению навыков парикмахерского мастерства;

- торгово-закупочная деятельность;

- сдача имущества в аренду.

Из пункта 1.12. Устава Общества следует, что, все виды деятельности Общество осуществляет в соответствии с действующим законодательством.

Из пункта 1.9 Устава также усматривается, что место нахождения     Общества: Российская Федерация, <адрес>

          Почтовый адрес Общества: Российская Федерация, <адрес> (л.д.101-112).

Как установлено судом в ходе разбирательства по делу, что также подтверждается вступившим в законную силу     постановлением № 637 по делу об административном правонарушении от 19 октября 2010 года,      ответчик, являясь исполнителем бытовых услуг, не довёл до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (юридический     адрес), тем самым, нарушил абзац 1     пункта 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей и абзац 1 пункта 2 Правил оказания бытовых услуг населению Российской федерации, утверждённых постановлением Правительства российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (далее по тексту Правила оказания бытовых услуг).

Так, согласно пункта 2 Правил оказания бытовых услуг, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства, ответчиком (исполнителем) своевременно не предоставлена потребителю в     удобном для обозрения в месте, информация, об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать: формы предоставления оказываемых услуг; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги; сроки оказания услуг; сведения о порядке и форме оплаты.

Исполнителем также не представлены потребителю для ознакомления: Правила оказания бытовых услуг населению Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителя органа местного самоуправления; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг, что является нарушением статьи 10 Закона о защите     прав потребителей, пунктов 2,3,4,6,10,11,12 Правил оказания бытовых услуг населению, предусматривающих следующие     положения.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

-наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

-сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

-цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

-гарантийный срок, если он установлен;

-правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

-информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

-срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

-адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

-информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 указанного Закона;

-информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Информация, предусмотренная пунктом 2 указанной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (статья 10 Закона о защите прав потребителей).

Согласно положениям пункта 3 Правил оказания бытовых услуг населению, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

-перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

-обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

-сроки оказания услуг (выполнения работ);

-данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

-гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

-цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

-сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

- Указанные Правила;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

- образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Факт отсутствия соответствующей информации, обязательной до доведения до сведения потребителя, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2010 года, составленным государственным органом Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области (л.д.14-15) и протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д.88).

Вышеуказанные протоколы ответчиком в установленном законом порядке не обжалованы, несмотря на то, что как следует из документов, соответствующие положения кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику разъяснены.

Таким образом, исследовав     все имеющиеся у суда доказательства по делу, суд приходит к выводу о правомерности требований, заявленных Ли Р.М..

Кроме того, необходимо учесть следующее. Согласно пункта 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный     вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины     нарушителя и иные заслуживающие     внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

Поскольку ответчиком были нарушены права Ли Р.М. как потребителя, то в силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Оценив обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика общества с ограниченной ответственностью «Элегия» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, взыскание с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в связи с чем, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию штраф в размере 750 рублей.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса     Российской Федерации, суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей подлежат зачислению в     бюджеты муниципальных районов, городских округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), в полном объёме.

Таким образом, независимо от лица, направившего заявление на рассмотрение в суд, администрирование штрафов, наложенных судами при рассмотрении исковых требований, предъявленных в защиту прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ли Романа Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью «Элегия» - удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Элегия» в пользу Ли Романа Михайловича компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Элегия» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Элегия» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» (КБК 141 1 16 28000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей») штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 750 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить дату изготовления мотивированного решения суда - 29 ноября 2010 года.

Судья                                                                                             Неказаченко Н.П.