Гражданское дело №3643/10 по заявлению Леоновой М.С. о признании незаконным отказа межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений



г. Магадан дело № 2-3643/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе:

председательствующего судьи Неказаченко Н.П.,

при секретаре Кириченко В.В.,

с участием:

представителя заявителя Евстигнеева Д.В.,

представителей заинтересованных лиц:

мэрии г. Магадана, мэра г. Магадана Зеленецкой К.Н.,

представителя отдела надзора за

обеспечением пожарной безопасности

на объектах градостроительной деятельности

УГПН ГУ МЧС по Магаданской области Костюкова В.В.,

представителя МУ «Служба технического контроля»

г. Магадана Подосинниковой Л.И.,

представителей Департамента САТЭК мэрии г. Магадана Поповой В.В.,

Голубева Ю.Н.,

представителя ООО «Электросетьмонтаж» Павлюк Л.В.,

представителя ОАО «МагаданпромстройНИИпроект» Старцева Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 17 декабря 2010 гражданское дело по заявлению Леоновой Марии Станиславовны о признании незаконным отказа межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых многоквартирных домах на территории муниципального образования «Город Магадан» в согласовании переустройства системы отопления квартиры <адрес>, оформленный протоколом № 536 от 04 августа 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Леонова М.С. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых многоквартирных домах на территории муниципального образования «Город Магадан» в согласовании переустройства системы отопления квартиры <адрес>, оформленный протоколом № 536 от 04 августа 2010 года

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения – квартиры <адрес>

Пользуясь своим правом на владение, пользование и распоряжения принадлежащим на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленные ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель решила в установленном законом порядке произвести переустройство жилого помещения - изменить отопление по присоединенной сети (централизованного водяного) на отопление от электросети с установкой панельных обогревателей.

Для чего в соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства предоставила в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования «Город Магадан» следующие документы:

- заявление на переустройство квартиры <адрес>

- технический паспорт жилого помещения, инвентарный ;

- свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии от ДД.ММ.ГГГГ;

- проект «Объект: Квартира <адрес>
Электрооборудование. Электроосвещение» шифр 950-ЭЛ;

- проект «Электротехническая часть. Квартира <адрес> шифр ЭСМ 119-ЭЛ, выполненный ООО «Электросетьмонтаж»;

- «Расчет тепловой защиты внутренних ограждающих конструкций, отделяющих от смежных квартир квартиру <адрес> выполненный ОАО «МагаданпромстройНИИпроект».

12 августа 2010 года заявителем получен отказ межведомственной комиссии о переустройстве помещения на основании пп. 3 п. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ в соответствии с протоколом № 536 от 04 августа 2010 года.

В силу ч. 2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в качестве оснований для отказа в протоколе № 536 от 04 августа 2010 года указано то, что в проекте «Электротехническая часть. ..» отсутствует заключение о влиянии потребляемой электрической мощности квартиры с учетом расходов на электроотопление на общедомовые электрические сети. В представленном «Расчете тепловой защиты...» отсутствует информация о высоте помещения после проведения мероприятий по теплоизоляции ограждающих конструкций и соответствии ее нормативным требованиям».

Полагает, что данным отказом нарушены ее жилищные права, а также созданы препятствия к осуществлению прав пользования жилым помещением.

В соответствии с ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Наличие в проектной документации информации, ввиду отсутствия которой заявителю отказано в согласовании переустройства жилого помещения Положение не предусматривает.

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования «Город Магадан» в согласовании переустройства системы отопления квартиры <адрес>, оформленный протоколом № 536 от 04 августа 2010 года.

Представители заинтересованных лиц: мэрии г. Магадана, мэра г. Магадана, отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности УГПН ГУ МЧС по Магаданской области, МУ «Служба технического контроля» г. Магадана, Департамента САТЭК мэрии г. Магадана поочередно суду пояснили, что с требованиями изложенными в заявлении Леоновой М.С. не согласны, просили суд в их удовлетворении отказать.

Представители заинтересованных лиц: ООО «Электросетьмонтаж», ОАО «МагаданпромстройНИИпроект» с требованиями, изложенными в заявлении согласились, полагали, что проекты выполнены полно, в соответствии с заявкой Леоновой М.С. на проект.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев оригиналы материалов прокурорской проверки, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Леонова М.С. обратилась в Комиссию по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений перевода жилых помещений в нежилые помещения и наоборот с заявлением о разрешении на переустройство жилого помещения – квартиры <адрес>. К заявлению приложила заявление на переустройство квартиры <адрес> технический паспорт жилого помещения, инвентарный ; свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии от ДД.ММ.ГГГГ; проект «Объект: квартира <адрес>Электрооборудование. Электроосвещение» шифр 950-ЭЛ; проект «Электротехническая часть. квартира <адрес> шифр ЭСМ 119-ЭЛ, выполненный ООО «Электросетьмонтаж»; Расчет тепловой защиты внутренних ограждающих конструкций, отделяющих от смежных квартир квартиру <адрес> выполненный ОАО «МагаданпромстройНИИпроект».

Из протокола № 536 от 04 августа 2010 г. Комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения на территории муниципального образования «Город Магадан» следует, что она рассмотрела заявление Леоновой М.С. о переустройстве жилого помещения квартира <адрес>, в соответствии с проектом «Объект: квартира <адрес>

Электрооборудование. Электроосвещение» шифр 950-ЭЛ; проектом «Электротехническая часть. квартира <адрес> шифр ЭСМ 119-ЭЛ, выполненный ООО «Электросетьмонтаж»; Расчет тепловой защиты внутренних ограждающих конструкций, отделяющих от смежных квартир квартиру <адрес>, считает возможным провести переустройство вышеназванного жилого помещения путем изменения отопления по присоединенной сети (централизованного водяного) на отопление от электросети с установкой панельных обогревателей.

В силу статей 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Положения п. 1 ст. 26 ЖК РФ устанавливают, что переустройство и (или) перепланировка жилых помещений должны проводиться с соблюдением требований законодательства, а именно путем соблюдения порядка согласования данных работ с органами местного самоуправления.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25 декабря 2008 года), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ст. 6 Устава муниципального образования «Город Магадан» правовую основу местного самоуправления города Магадана составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон), законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ст. 23 Устава структуру органов местного самоуправления города Магадана составляют: представительный орган городского округа - Магаданская городская Дума, глава городского округа - мэр города Магадана, исполнительно-распорядительный орган (администрация) городского округа - мэрия города Магадана и контрольный орган городского округа - контрольная палата, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

Статьей 34 Устава установлено, что глава муниципального образования "Город Магадан" осуществляет полномочия по изданию в пределах своих полномочий правовых актов мэрии города Магадана в виде постановлений и распоряжений.

Согласно пп. 36 ст. 34.1 Устава мэр города Магадана, как руководитель мэрии города, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений.

Таким образом, конкретный орган местного самоуправления, который уполномочен согласовывать переустройство и перепланировку жилых помещений, определяется муниципальными правовыми актами. При этом важным моментом является тот факт, что необходимо обращаться в тот орган местного самоуправления, на территории которого находится переустраиваемое и перепланируемое жилое помещение.

Комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировке помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования Магадан», создана постановлением мэра города тот 31 мая 2005г. № 938.

Постановлением мэрии города Магадана «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых многоквартирных домах на территории муниципального образования «Город Магадан» от 03 февраля 2010 г. № 259.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Магаданской области, муниципальными правовыми актами.

Комиссия рассмотрела обращение Леоновой М.С. о переустройстве жилого помещения и, руководствуясь действующим законодательством, сочла невозможным переустройство системы отопления квартиры <адрес> на основании пп. 3 п. 1 ст. 27, Жилищного кодекса РФ, т.е. в связи с несоответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

В протоколе Комиссии от 04 августа 2010 г. № 536 указано, что в проекте Электротехническая часть...» отсутствует заключение о влиянии потребляемой электрической мощности квартиры, с учетом расходов на электроотопление, на общедомовые сети; в «Расчете тепловой защиты...» отсутствует информация о высоте помещения после проведения мероприятий по теплоизоляции ограждающих конструкций и соответствии ее нормативным требованиям.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Пунктом 1.7.2 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (зарегистрировано в Минюсте РФ от 15.10.2003 N 5176), носящим императивный характер, предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Некоторые случаи переустройства и перепланировки жилого помещения определены в п. 1.7.1 Постановления Госстроя России "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" от 27 сентября 2003 г. N 170: переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Согласно п.3.7.6, п. 3.7.9 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденных Госстроем РФ вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления городов и иных поселений. Переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решения при осуществлении строительства по этапам. Таким образом, перед началом разработки проектной документации, необходимо произвести обоснованные подсчеты. Пояснительная записка, как одна из составляющих проектной документации на объекты капитального строительства, должна содержать помимо прочего, технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования; сведения о потребности объекта капитального строительства с топливе, газе, воде и электрической энергии; технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства; сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения, обоснование проектных решений и мероприятий. Подраздел «Система электроснабжения» должен содержать в текстовой части характеристику источников электроснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения общего пользования, обоснование принятой схемы электроснабжения, сведения о количестве электроприемников, их установленной и расчетной мощности, требования к надежности и электроснабжения и качеству электроэнергии, описание решений по обеспечению электроэнергией электроприемников в соответствии с установленной классификацией в рабочем и аварийном режимах, описание проектных решений по компенсации реактивной мощности, релейной защите, управлению, автоматизации и диспетчерезации системы электроснабжения, перечень мероприятий по экономии электроэнергии, сведения о мощности сетевых и трансформаторных объектов.

Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что проект переустройства и (или) перепланировки жилых помещений должен быть выполнен с учетом фактического состояния несущих конструкций жилого дома, инженерных систем.

Учитывая то, что электрические сети устаревшего жилищного фонда (дом постройки 1961 года) находятся в неудовлетворительном, а порой в критическом состоянии, необходимым условием для подготовки проектной документации на отопление квартиры от электрических сетей является предоставление технических условий на использование электрической энергии в энергетической службе Управляющей компании (ТСЖ) на подключение к электрическим сетям, либо заключение управляющей компании (ТСЖ) о возможности замены теплоснабжения указанной квартиры с центрального водяного на электрическое.

Также следует отметить, что замена централизованной системы отопления на отопление от электрообогревателей означает, что в данном случае за счет подключения отопления через электросети нагрузка на электросети многоквартирного дома изменится, возрастет нагрузка на общедомовые электрические сети, что может привести к возникновению пожара.

Между тем, в проекте «Электротехническая часть. <адрес>», шифр ЭСМ 119-ЭЛ, выполненном ООО «Электросетьмонтаж» отсутствует информация о том, каким образом изменение системы отопления в квартире заявителя отразится на общедомовых электрсетях. В проекте отсуствует заключение о возможности отключения квартиры от централизованного отопления с целью отопления от электросети, и оценка последствий реализации проекта переустройства.

Такой вид переустройства (отключение отопления) жилого помещения может повлечь за собой нарушения в работе инженерных систем, ухудшение эксплуатации и проживания граждан многоквартирного жилого дома, что недопустимо и противоречит действующему законодательству, в частности п. 1.7.2 и п. 1.7.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

В представленном на рассмотрение «Расчете тепловой защиты внутренних ограждающих конструкций», выполненном ОАО «МагаданпромстройНИИпроект» отсутствует информация о том, что запроектированная теплоизоляция не приведет к уменьшению нормативной высоты помещения, которая должна соответствовать, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, изложенным в п. 22, гл. II «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02 августа 2007 года № 494).

Так, согласно указанной норме высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

Несоответствие высоты потолка указанным нормам может повлечь за собой признание жилого помещения непригодным для проживания.

Кроме того, при проектировании жилого дома не производился теплотехнический расчет внутренних ограждающих конструкций квартир, и нет гарантий, что температурный режим в данных помещениях будет соблюден (например, в случае отъезда на длительный срок во время отопительного периода) в проекте на переустройство необходимо выполнить теплотехнический расчет и в соответствии с ним выполнить утепление внутренних ограждающих конструкций (стен, пола, потолка).

Представители заинтересованных лиц ООО «Электросетьмонтаж», ОАО «МагаданпромстройНИИпроект» в ходе судебного заседания суду пояснили, что составляют проектную документацию в соответствии с требованиями, изложенными заказчиком в заявлении. Поскольку заказчик не обладает специальными знаниями, соответственно не мог обозначить все необходимые для данного вида переустройства показатели. В вязи с чем согласились с вышеизложенным мнением заинтересованных лиц о необходимости включить в проекты заключение о влиянии потребляемой электрической мощности квартиры с учетом расходов на электроотопление на общедомовые электрические сети, а также информацию о высоте помещения после проведения мероприятий по теплоизоляции ограждающих конструкций и соответствии ее нормативным требованиям.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и совободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом вышеизложенных нормативных положений, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение межведомственной комиссии принято, исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, действовавших на момент его издания, в пределах полномочий, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем, на основании реализация" target="blank" data-id="13118">ч. 4 ст. 258 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Леоновой Марии Станиславовны о признании незаконным отказа межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых многоквартирных домах на территории муниципального образования «Город Магадан» в согласовании переустройства системы отопления квартиры <адрес>, оформленный протоколом № 536 от 04 августа 2010 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда.

Установить день изготовления мотивированного решения суда – 22 декабря 2010 г.

Председательствующий Неказаченко Н.П.

Верно:

Судья Магаданского городского суда Неказаченко Н.П.