№2-3790\10 Матвеева ОИ к Департаменту ЖКХ и ОСС о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3790/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

Председательствующего судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Стодушной О.И.

с участием: истца Матвеевой О.И., представителя ответчиков Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана и мэрии г. Магадана - Шляхтич С.А., действующей на основании доверенностей от 17.11.2009 г. № 1153 и от 04.10.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 15 декабря 2010 года гражданское дело по иску Матвеевой Ольги Ивановны к Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Матвеева О.И. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что на основании ордера с 1994 г. прописана и проживает в квартире по адресу: г. Магадан <адрес>. С указанного времени в квартире также проживают бывший муж истицы М. (брак расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, с 1982 г. в квартире зарегистрирован и проживает сын истицы <данные изъяты>, а с 1992 г. сын <данные изъяты>. Постановлением мэра г. Магадана от 27.03.2001 г. № 633 дом № <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Завершить переселение жильцов согласно ответу мэрии г. Магадана планируется в конце текущего года, при вводе в эксплуатацию нового дома по <адрес>. Истица неоднократно обращалась в прокуратуру г. Магадана, а также к ответчикам по вопросу предоставления истице с сыновьями и бывшему мужу раздельного жилья. Из ответа мэра г. Магадана следует, что жилье будет предоставлено одно на всех, общей площадью не менее ранее занимаемой, состоящего из того же числа комнат. По утверждению истицы в 2010 г. в аналогичной ситуации жильцам расселяемого дома было предоставлено раздельное жилье. Также указывает, что в квартире фактически проживает две семьи, норма площади на каждого не соответствует установленной по г. Магадану. Просит суд признать незаконным решение мэрии г. Магадана от 03.11.2010 г. о предоставлении для расселения семье истицы (ей и сыновьям), и ее бывшему мужу Матвееву В.П. общего жилого помещения; возложить на мэрию г. Магадана, Департамент ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана обязанность по расселению и предоставлению истице и ее сыновьям пригодного для проживания в виде двух квартир – однокомнатной для М. и двухкомнатной истице с сыновьями.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что фактически сложились две разные семьи, совместное проживание которых невозможно.

Представитель ответчиков исковые требования не признал, и пояснил, что жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с расселением ветхого дома, поэтому применение к правоотношениям ст. 89 ЖК РФ является правомерным. В соответствии со ст. 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемые гражданам жилые помещения в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, другое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат. Учитывая, что жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилого помещения, а в связи с расселением жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Из пункта 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения, в том числе по основаниям, установленным статьей 59 ЖК РФ, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 50 и пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Магадан» Магаданской городской Думой принято решение от 08 июня 2006 года № 65-Д «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», которым установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров на одного члена семьи.

Как установлено в судебном заседании, в квартире <адрес> в г. Магадане зарегистрированы: наниматель Матвеева О.И. и члены его семьи <данные изъяты> (бывший муж), <данные изъяты> (сын) и <данные изъяты> (сын), что подтверждается справкой с места регистрации и свидетельствами о рождении.

Спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования «Город Магадан» и предоставлено истице на основании ордера № 017473 от 20.12.1994 г.

Постановлением мэра г. Магадана от 27.03.2001 года № 633 дом № <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителями сторон в судебном заседании.

Следовательно, дом признан непригодным для постоянного проживания в 2001 году до вступления в силу нового Жилищного Кодекса РФ.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчиков в судебном заседании следует, что решение о предоставлении истице жилого помещения до настоящего времени не принято, поскольку дом, в котором будет предоставлена истице квартира в связи с расселением, планируется ввести в эксплуатацию 31 декабря 2010 г.

В силу ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введение его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

Следовательно, нормы Жилищного Кодекса РФ, введенные в действие с 01 марта 2005 года, применяются к отношениям, возникшим до введения его в действие лишь в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом «О введение в действие Жилищного кодекса РФ».

Таким образом, суд пришел к выводу, что права и обязанности сторон по предоставлению жилья возникнут после в действие Жилищного Кодекса РФ, в связи с чем, положения Жилищного Кодекса РСФСР к ним не применимы, а доводы представителя истца в этой части не основаны на законе.

Из письма мэрии г. Магадана от 03.11.2010 г. № М-1581 усматривается, что первоначально Матвеева О.И. обращалась с просьбой предоставить две квартиры: одну для неё с сыновьями, а другую для бывшего мужа.

Как следует из письма мэрии г. Магадана от № М-1581 от 03.11.2010 г., Матвеевой О.И. отказано в предоставлении отдельной двухкомнатной квартиры на состав семьи 3 человека и отдельной однокомнатной квартиры для её бывшего мужа, принято решение о предоставлении жилого помещения состоящего из того же числа комнат, общей площадью не менее ранее занимаемой.

К доводам истца о том, что данный дом будет расселен в связи с признанием его непригодным для проживания, но при этом должно учитываться то обстоятельство, что в настоящее время фактически сложились две семьи: семья истицы с сыновьями и семья бывшего мужа, суд относится критически по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения одна сторона -собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 86 ЖК РФ установлено, что в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Согласно ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием спорного жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозназным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В процессе рассмотрения дела установлено, что квартира № <адрес> состоит из двух комнат, и её общая площадь составляет 40, 3 кв. м, что подтверждается справкой с места регистрации от 17.11.2010 г., и не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Между тем, из пояснений представителя ответчиков и собранных по делу доказательств следует, что в связи с расселением семье истицы (4 человека) будет предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью не менее 40,3 кв.м. кв. м., в черте г. Магадана, отвечающая установленным требованиям.

Отвечая на вопросы суда в судебном заседании истица пояснила, что ни она, ни члены ее семьи не страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что положения Жилищного Кодекса РФ при предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома непригодным для проживания, мэрией г. Магадана соблюдены, а требования истицы не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Матвеевой Ольги Ивановны в удовлетворении исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана о признании незаконным решения мэрии г. Магадана от 03.11.2010 г. о предоставлении для переселения общего жилого помещения; возложении на мэрию г. Магадана, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана обязанность по переселению и предоставлению Матвеевой Ольге Ивановне, М.П., М.В. и М.В. жилья, пригодного для проживания в виде двух квартир – однокомнатной для М.В. и двухкомнатной для Матвеевой Ольги Ивановны, М.П., М.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней, со дня следующего за днем изготовления мотивированного решения суда.

Установить день изготовления мотивированного решения суда – 20 декабря 2010 года.

Председательствующий Маркова О.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>