21 декабря 2010 г. Дело № 2-3803/2010. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ в составе председательствующего судьи Хан Т.А., при секретаре Боровской Л.А., с участием прокурора г.Магадана Паскова А.В., представителя третьего лица Васильева М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 декабря 2010 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г., УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Магадана обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г. В обоснование своего требования указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проводимой прокуратурой г.Магадана, было установлено, что в ООО «Содружество плюс» не произведена аттестация рабочих мест, тогда как в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, а также вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе, на получение досрочной пенсии; уклонение от проведения аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – возможных работников данного предприятия. Полагает, что ООО «Содружество плюс» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона условия труда; бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье работников завода. Просит суд обязать ООО «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу. Прокурор г.Магадана в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает, просит суд заявление удовлетворить и обязать ООО «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу общество извещено надлежащим образом. Сведениями о причинах неявки представителя ответчика в судебное заседание суд не располагает; заявлений о невозможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, от ООО «Содружество плюс» в суд не поступало. Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда по Магаданской области, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора г.Магадана, предъявленные в суде в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г., поддерживает. Выслушав пояснения прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда по Магаданской области, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему. Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому гражданину Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Целями проведения аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с названным Порядком… порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. При этом пунктом 5 Порядка… установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Согласно пункту 15 Порядка… при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Как было установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ООО «Содружество плюс» действует на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников общества от 16 ноября 2009 г.; основными видами деятельности общества являются выполнение строительных работ, в том числе: ремонтно-строительные работы; оказание жилищно-коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий и сооружений; коммерческая, посредническая, торгово-закупочная, торговая, оптовая и розничная торговля. В соответствии с пунктом 14.2.1 Устава ООО «Содружество плюс» руководит деятельностью общества директор. Согласно протоколу № 1 общего собрания участников ООО «Содружество плюс» от 01 февраля 2010 г. директором общества является ФИО7 Согласно штатному расписанию ООО «Содружество плюс» на 2010 г., утвержденному 02 августа 2010 г., в штате общества имеется 19 штатных единиц. В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест с последующей сертификацией в обществе не проведена. Между тем, охрана труда согласно статье 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; - принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - государственное управление охраной труда; - государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; - государственная экспертиза условий труда; - установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, а также вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате и текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства, а в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Таким образом, отсутствие аттестации рабочих мест в ООО «Содружество плюс» противоречит интересам государства. Кроме того, из представленных в деле материалов следует, что определением судьи Магаданского городского суда от 01 декабря 2010 г. в порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось представить в суд возражения относительно исковых требований прокурора г.Магадана, если такие имеются. Ответчику также было разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Определение о подготовке дела к судебному разбирательству было направлено ответчику 07 декабря 2010 г. Однако ООО «Содружество плюс» определение судьи о подготовке дела к судебному разбирательству выполнено не было, возражения относительно исковых требований прокурора г.Магадана, а также какие-либо документы, подтверждающие факт проведения аттестации рабочих мест, в суд не представлены. Между тем, согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами. В связи с изложенным, при рассмотрении настоящего дела по существу, суд полагает возможным исходить их тех доказательств, которые представлены в материалах дела, в том числе пояснений прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а согласно части 1 статьи 68 названного Кодекса, в случае, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковые требования прокурора г.Магадана о понуждении ООО «Содружество плюс» к обязанности провести аттестацию рабочих мест в количестве 19 единиц согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика, ООО «Содружество плюс», подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 4000 руб. 00 коп. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г. удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г. в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп. (Четыре тысячи руб. 00 коп.). На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, – принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу. В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения – 27 декабря 2010 г. Судья Хан Т.А.