Дело № 2-3803/10 по заявлению прокурора г.Магадана в порядке ст..45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопр-го круга лиц к ООО `Содружество плюс` о понуждении к обязаности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию



21 декабря 2010 г. Дело № 2-3803/2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Хан Т.А.,

при секретаре Боровской Л.А.,

с участием прокурора г.Магадана Паскова А.В.,

представителя третьего лица Васильева М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 декабря 2010 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Магадана обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г.

В обоснование своего требования указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проводимой прокуратурой г.Магадана, было установлено, что в ООО «Содружество плюс» не произведена аттестация рабочих мест, тогда как в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, а также вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе, на получение досрочной пенсии; уклонение от проведения аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – возможных работников данного предприятия.

Полагает, что ООО «Содружество плюс» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона условия труда; бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье работников завода.

Просит суд обязать ООО «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Прокурор г.Магадана в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает, просит суд заявление удовлетворить и обязать ООО «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу общество извещено надлежащим образом. Сведениями о причинах неявки представителя ответчика в судебное заседание суд не располагает; заявлений о невозможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, от ООО «Содружество плюс» в суд не поступало.

Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда по Магаданской области, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора г.Магадана, предъявленные в суде в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г., поддерживает.

Выслушав пояснения прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда по Магаданской области, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому гражданину Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с названным Порядком… порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях:

контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

подготовки статистической отчетности об условиях труда;

последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

При этом пунктом 5 Порядка… установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Согласно пункту 15 Порядка… при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

Как было установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ООО «Содружество плюс» действует на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников общества от 16 ноября 2009 г.; основными видами деятельности общества являются выполнение строительных работ, в том числе: ремонтно-строительные работы; оказание жилищно-коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий и сооружений; коммерческая, посредническая, торгово-закупочная, торговая, оптовая и розничная торговля.

В соответствии с пунктом 14.2.1 Устава ООО «Содружество плюс» руководит деятельностью общества директор.

Согласно протоколу № 1 общего собрания участников ООО «Содружество плюс» от 01 февраля 2010 г. директором общества является ФИО7

Согласно штатному расписанию ООО «Содружество плюс» на 2010 г., утвержденному 02 августа 2010 г., в штате общества имеется 19 штатных единиц.

В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест с последующей сертификацией в обществе не проведена.

Между тем, охрана труда согласно статье 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, а также вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате и текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства, а в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Таким образом, отсутствие аттестации рабочих мест в ООО «Содружество плюс» противоречит интересам государства.

Кроме того, из представленных в деле материалов следует, что определением судьи Магаданского городского суда от 01 декабря 2010 г. в порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось представить в суд возражения относительно исковых требований прокурора г.Магадана, если такие имеются. Ответчику также было разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Определение о подготовке дела к судебному разбирательству было направлено ответчику 07 декабря 2010 г.

Однако ООО «Содружество плюс» определение судьи о подготовке дела к судебному разбирательству выполнено не было, возражения относительно исковых требований прокурора г.Магадана, а также какие-либо документы, подтверждающие факт проведения аттестации рабочих мест, в суд не представлены.

Между тем, согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами.

В связи с изложенным, при рассмотрении настоящего дела по существу, суд полагает возможным исходить их тех доказательств, которые представлены в материалах дела, в том числе пояснений прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а согласно части 1 статьи 68 названного Кодекса, в случае, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковые требования прокурора г.Магадана о понуждении ООО «Содружество плюс» к обязанности провести аттестацию рабочих мест в количестве 19 единиц согласно штатному расписанию на 2010 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика, ООО «Содружество плюс», подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 4000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г. удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию по состоянию на 01 января 2010 г. в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Содружество плюс» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп. (Четыре тысячи руб. 00 коп.).

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, – принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения – 27 декабря 2010 г.

Судья Хан Т.А.