Дело № 2-3660/10 15 декабря 2010 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области в составе: председательствующего - судьи Сульженко П.М., при секретаре - Исмаиловой Н.Б., с участием: истицы - Сорокиной Н.И., ее представителя - Шишовой А.И., действующей на основании доверенности от 12 мая 2010 г. №, представителей ответчика - Коротаевой Э.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2010 г. №, и Иноземцевой А.В., действующей на основании доверенности от 01 декабря 2010 г. №, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 15 декабря 2010 года гражданское дело по иску Сорокиной Натальи Ивановны к Государственному учреждению «Магаданский социальный центр» Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области о признании решения № от 30 сентября 2010 года незаконным, назначении мер социальной поддержки со 02 ноября 2009 г., возмещении судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Сорокина Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ «Магаданский социальный центр» Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области о признании решения № от 30 сентября 2010 года незаконным, его отмене, назначении мер социальной поддержки со 02 ноября 2009 г., возмещении судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что 26 апреля 2007 г. на основании постановления администрации Магаданской области №-па ей было присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации». 21 мая 2007 г. из ГУ «Магаданский социальный центр» она получила извещение о том, что в связи с присвоением ей звания «Ветеран труда Российской Федерации» при назначении пенсии по старости она будет иметь право на меры социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области. Поскольку право на назначение пенсии у нее возникало лишь в ноября 2009 г., она приняла это уведомление как разъяснение. 04 мая 2010 г. она обратилась с письменным заявлением к ответчику о постановке ее на учет, как ветерана труда РФ, со 02 ноября 2009 г., сообщив при этом, что срок для назначения пенсии у нее наступил именно 02 ноября 2009 г., но по вине ГУ УПФ РФ в г. Магадане Магаданской области она не могла получить пенсионное удостоверение из-за несвоевременного назначения ей пенсии. Решением от 30 сентября 2010 г. № ответчик отказал ей в назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, частичной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг со 02 ноября 2009 г., назначил соответствующие выплаты с 01 сентября 2010 г., ссылаясь на то обстоятельство, что социальная поддержка данной категории граждан осуществляется с месяца обращения. Полагала, что данное решение нарушает ее законные права, в связи с чем просила суд признать его незаконным и отменить, обязать ответчика назначить ей ежемесячные денежные выплаты и частичную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг со 02 ноября 2009 г., а также возместить расходы на оплату услуг представителя и государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском в общей сумме 10 200 рублей. Истица и ее представитель в судебном заседании на исковых требованиях об отмене оспариваемого решения не настаивали, в остальном заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить. Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Выслушав пояснения истицы, ее представителя, представителей ответчика, исследовав представленные в деле письменные доказательства, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 г.) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу статьи 22 того же Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На территории Магаданской области с целью обеспечения социальной поддержки ветеранов труда, гарантированной Федеральным законом, 06 декабря 2004 г. принят Закона Магаданской области № 498-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области». В соответствии со статьей 1 этого закона, он распространяет свое действие на ветеранов труда, имеющих этот статус, и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с федеральным законодательством, пенсионное обеспечение которых осуществляется: а) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; б) по иным основаниям, либо получающих пожизненное содержание за работу (службу) и достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть на ветеранов труда, одновременно являющихся пенсионерами по старости. Согласно статье 2 Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 498-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области» социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) частичную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 4) компенсацию расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики). Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда устанавливается постановлением администрации Магаданской области. Статей 4 названного Закона Магаданской области устанавливается размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам - 400 рублей. Данный размер увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Статей 5 данного Закона предусмотрено, что ветеранам труда предоставляется частичная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: а) в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в домах независимо от вида жилищного фонда в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, устанавливаемого постановлением администрации Магаданской области. Частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его иждивении либо являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; б) в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе при наличии печного отопления - приобретение и доставка твердого топлива, в пределах нормативов потребления, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 9 Закона Магаданской области финансирование расходов на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставления данных мер социальной поддержки определен постановлениями администрации Магаданской области от 30 декабря 2004 г. № «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки ветеранам труда, проживающим на территории Магаданской области» (далее - постановление №) и от 20 апреля 2006 г. №-па «О частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - постановление №-па). В судебном заседании установлено, что 26 апреля 2007 г. истице присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации» на основании постановления администрации Магаданской области №-па (л.д. <данные изъяты>). Право на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, в силу статьи 1 Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 498-ОЗ, возникало у истицы после назначения ей трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как пояснили в судебном заседании истица и ее представитель, за назначением ей соответствующих мер социальной поддержки к ответчику ранее сентября 2010 г. она не обращалась, поскольку со 02 ноября 2009 г., когда ее право на досрочное назначение пенсии наступило, ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области в досрочном назначении пенсии ей было отказано, в связи с исключением из специального стажа некоторых периодов работы. Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 29 июня 2010 г. по делу по иску Сорокиной Н.И. решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области от 01 февраля 2010 г. № (ш) об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости было признано незаконным. На ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области, в числе прочего, возложена обязанность назначить Сорокиной Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости со 02 ноября 2009 г. Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 17 августа 2010 г. данное решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу. В сентябре 2010 г., во исполнение названного решения, ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области Сорокиной Н.И. со 02 ноября 2009 г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости. 16 сентября 2010 г. истица обратилась в ГУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о постановке ее на учет как ветерана труда Российской Федерации, назначении соответствующих мер социальной поддержки, начислении ежемесячных денежных выплат и частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг со 02 ноября 2009 г., то есть с момента назначения пенсии (л.д. <данные изъяты>). В ответ на данное заявление в адрес Сорокиной Н.И. направлено письмо № от 30 сентября 2010 г., которым сообщалось о назначении мер социальной поддержки с месяца обращения - с 01 сентября 2010 г., то есть фактически отказано в назначении ей мер социальной поддержки со 02 ноября 2009 г. В тот же день ГУ «Магаданский социальный центр» истице направлены уведомления № о назначении ей компенсации расходов по оплате ЖКУ с 01 сентября 2010г. в размере 943 рублей 65 копеек и ежемесячной денежной выплаты с 01 сентября 2010 г. в размере 463 рублей 95 копеек. По мнению суда, действия ответчика по назначению соответствующих мер социальной поддержки с месяца обращения истицы за их назначением следует признать законными, поскольку они соответствуют порядку назначения данных выплат, предусмотренному постановлениями администрации Магаданской области от 30 декабря 2004 г. № 56 «О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки ветеранам труда, проживающим на территории Магаданской области» (далее - постановление №) и от 20 апреля 2006 г. №-па «О частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - постановление №-па). Оба эти постановления устанавливают заявительный характер назначения мер социальной поддержки. При этом обязательным условием для назначения данных выплат является предъявление в ГУ «Магаданский социальный центр» пенсионного удостоверения. Так, в силу пунктов 4, 6 постановления № назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется с месяца обращения со всеми необходимыми документами (заявления; паспорта; удостоверения о праве на льготы установленного образца) с обязательным включением в регистр ветеранов труда. Заявление с необходимыми документами подается ветераном труда в государственное учреждение лично или иным способом. В случае если к заявлению приложены не все требуемые документы, государственным учреждением в десятидневный срок направляется уведомление о необходимости предоставления недостающих документов. Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется с первого числа месяца, в котором поступили недостающие документы. В соответствии с пунктами 6, 9 постановления №-па частичная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится ветеранам труда с месяца обращения в государственное учреждение с соответствующими документами. В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, лицу, обратившемуся за компенсацией, письменно разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, компенсация назначается с месяца обращения в государственное учреждение. Если недостающие документы представлены по истечении 3 месяцев со дня обращения в государственное учреждение за компенсацией, компенсация назначается с месяца поступления последнего недостающего документа. Для начисления компенсации, наряду с другими документами, поименованными в постановлении, граждане подают в государственное учреждение пенсионное удостоверение. Названными постановлениями предусмотрен исключительный случай получения гражданами мер социальной поддержки за прошедший период - когда начисленные суммы выплаты и компенсаций не были востребованы получателем своевременно (п. 8 постановления № и п. 25 постановления №-па). Однако эти положения к правоотношениям, возникшим между сторонами, не применимы, поскольку до сентября 2010 г. истица с заявлением о назначении мер социальной поддержки не обращалась и, соответственно, их назначение ей не производилось. Ссылка истицы и ее представителя на обращение к ответчику от 30 апреля 2010 г. не может быть принята во внимание, поскольку в этом обращении ставился вопрос о производстве предварительного расчета ежемесячных денежных выплат и частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг со 02 ноября 2009 г. с целью подготовки иска к ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области о возмещении материального ущерба в связи с несвоевременным назначением пенсии, а не о назначении мер социальной поддержки. Доказательств обращения к ответчику с заявлением о назначении мер социальной поддержки в период со 02 ноября 2009 г. по 16 сентября 2010 г. истица и ее представитель суду не представили, и судом таких доказательств в ходе рассмотрения дела не добыто. В соответствии с пунктом 24 постановления №-па компенсация, неполученная гражданином своевременно по вине государственного учреждения, осуществляющего указанную выплату, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Постановлением № также не предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной выплаты за период, предшествующий ее назначению, при отсутствии вины учреждения, осуществляющего назначение выплат. Вина ответчика в несвоевременном назначении истице мер социальной поддержки судом не установлена, следовательно, на данное учреждение не может быть возложена и гражданско-правовая ответственность за отсутствие у истицы возможности реализовать свое право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки. Доводы истицы и ее представителя о том, что данные выплаты за спорный период должны быть произведены именно ГУ «Магаданский социальный центр» за счет средств бюджета Магаданской области, не могут быть признаны состоятельными, поскольку порядок их назначения ответчиком соблюден, а возможность получения данных выплат за счет средств субъекта Российской Федерации истицей утрачена не по вине ответчика. Однако это не лишает ее права ставить вопрос о возмещении вреда лицом, его причинившим. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истицы о признании решения ответчика № от 30 сентября 2010 года незаконным, назначении мер социальной поддержки со 02 ноября 2009 г., возмещении судебных расходов, у суда не имеется. Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Сорокиной Натальи Ивановны к Государственному учреждению «Магаданский социальный центр» Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области о признании решения № от 30 сентября 2010 года незаконным, назначении мер социальной поддержки со 02 ноября 2009 г., возмещении судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 20 декабря 2010 года. Судья П.М. Сульженко <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>