Дело № 2-3863/10 17 декабря 2010 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе: председательствующего судьи Мирошниченко С.Л. при секретаре Созиной Ж.В. с участием прокурора Фоменковой Л.В. представителя заинтересованного лица Разумкова А.А., действующего на основании доверенности № б/н от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 17 декабря 2010 года делопо заявлению прокурора города Магадана в интересах Бочаровой Риммы Ивановны о признании незаконным бездействие Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению заявления Бочаровой Р.И., возложении обязанности рассмотреть заявление Бочаровой Р.И., УСТАНОВИЛ: В Магаданский городской суд обратился прокурор города Магадана в интересах Бочаровой Риммы Ивановны с заявлением о признании незаконным бездействие Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению заявления Бочаровой Р.И., направленного прокуратурой города Магадана 19 августа 2010 года о пригодности (непригодности) жилых помещений: комнат № восьмикомнатной секции №, № дома <адрес> в г. Магадане. Также просил обязать Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заявление Бочаровой Р.И., направленное прокуратурой города Магадана 19 августа 2010 года о пригодности (непригодности) жилых помещений: комнат № восьмикомнатной секции № дома <адрес> в г. Магадане в срок не позднее 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований заявитель указал, что в прокуратуру города Магадана 10 августа 2010 года поступило обращение Бочаровой Риммы Ивановны, в котором содержались сведения о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии муниципального жилого помещения: комнат № восьмикомнатной секции № дома <адрес> в г. Магадане и имелись документы, подтверждающие доводы заявителя. По результатам обращения Бочаровой Р.И. 19 августа 2010 года прокуратурой города председателю межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции мэрии города Магадана направлено письмо № 583ж-2010, с приложением заявления Бочаровой Р.И. и необходимых документов для принятия решения о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным. 23 сентября 2010 года в прокуратуру города поступило письмо № 3823 от 20 сентября 2010 года от руководителя Департамента ЖКХ и ОСС мэрии города Магадана об отсутствии кворума межведомственной комиссии и рассмотрении вопроса по обращению Бочаровой Р.И. на ближайшем заседании. Пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением мэра города Магадана от 28 февраля 2006 года № 275 создана межведомственная комиссия. Согласно п.45, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным необходимо предоставление определенных документов, при предоставлении которых межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 данного Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Однако до настоящего времени межведомственной комиссией обращение Бочаровой Р.И. не рассмотрено. В связи с информацией Департамента ЖКХ и ОСС мэрии города Магадана от 20 октября 2010 года об отсутствии кворума прокуратурой города истребованы сведения о членах межведомственной комиссии. По результатам изучения предоставленных сведений установлено, что в период с 19 августа 2010 года по 20 сентября 2010 года на рабочих местах присутствовало большинство членов межведомственной комиссии, т.е. отсутствовали препятствия для рассмотрения письма прокуратуры города Магадана и обращения Бочаровой Р.И. Из объяснений членов межведомственной комиссии следует, что 13 октября 2010 года проводилось заседание, на котором не рассматривалось заявление Бочаровой Р.И. Таким образом, в нарушение пунктов 45,46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, межведомственной комиссией в установленный законом срок не рассмотрено обращение Бочаровой Р.И., допущено бездействие и нарушение жилищных прав заявителя, который является нанимателем муниципального жилого помещения. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенного права на жилище. В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования. Указала, что до настоящего времени заявление Бочаровой Р.И., направленное прокуратурой города Магадана в адрес заинтересованного лица, не рассмотрено, ответа не дано. Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать. Пояснил, что нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность перенаправления заявления прокурором г.Магадана в адрес межведомственной комиссии. Поскольку Бочаровой Р.И. не были соблюдены требования к подаче заявления, не представлены нотариально заверенные копии документов, не имелось оснований к рассмотрению ее заявления. Заинтересованное лицо Бочарова Р.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась телеграммой. Суд на основании ст. 167, ч.2 ст. 257 ГПК РФ определил рассмотреть заявление в отсутствие Бочаровой Р.И. Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. На основании ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из представленных суду документов следует, что Бочарова Римма Ивановна обратилась в прокуратуру города Магадана с заявлением, в котором наряду с другими вопросами, указывала на ненадлежащее состояние жилого помещения, в котором она проживает по договору социального найма, решение межведомственной комиссии. При таких обстоятельствах прокурор города Магадана был вправе обратиться с иском в суд в интересах Бочаровой Р.И. Согласно ст. ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, которые могут быть обжалованы, относятся как коллегиальные, так и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности. Как следует из разъяснений Пленума Верховного суда РФ, изложенных в Постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Как установлено судом 19 августа 2010 года прокуратурой города Магадана в адрес заместителя мэра города Магадана, председателя межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции направлено обращение Бочаровой Р.И. для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания. Обращение перенаправлено для рассмотрения вопроса по подведомственности. Совместно с заявлением направлены документы: копия договора социального найма, копия технического паспорта на жилое помещение, письмо Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, акт обследования помещения дома 11 по пер. Марчеканский в г.Магадане, а также иные документы, имеющие отношение к рассмотрению спорного вопроса. Факт получения межведомственной комиссией письма прокурора города Магадана, а также заявления Бочаровой Р.И. подтверждается ответом руководителя Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п.7). Постановлением мэра города Магадана от 28 февраля 2006 года № 275 при мэрии города Магадана создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Утвержден состав комиссии. Согласно п.42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Как следует из п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы. Пункт 46 Положения предусматривает, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения). Постановлением мэрии города Магадана от 10.03.2010 N 537 утвержден Административный регламент оказания муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Из содержания раздела 2.2 Административного регламента следует, что секретарь Комиссии регистрирует заявления собственников помещений или заявления граждан (нанимателя) либо заключения Органов в журнале регистрации обращений непосредственно в день поступления заявления. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение Органа в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), в соответствии с подразделом 3.3 раздела 3 данного Административного регламента, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Таким образом, заявление Бочаровой Р.И. подлежало рассмотрению не позднее 30 дней с даты регистрации поступления заявления. Заинтересованное лицо документы, подтверждающие факт регистрации в журнале заявления Бочаровой Р.И., суду не представило, вместе с тем из содержания ответа члена межведомственной комиссии ФИО5 (см. Постановление мэрии города Магадана от 26.04.2010 N 1098 "О внесении изменений в Постановление мэра города Магадана от 28 февраля 2006 года N 275 "О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции") (л.д.39) следует, что срок дачи ответа на обращение 20 сентября 2010 года, соответственно дата поступления письма прокурора города Магадана и обращения Бочаровой Р.И. в межведомственную комиссию - 20 августа 2010 года. Доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявление Бочаровой Р.И., а также приложенные к заявлению документы не соответствовали установленным требованиям, не могут быть приняты во внимание. Согласно пункту 2.3.1 Административного регламента решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято в случае, когда к заявлению не приложены документы, указанные в подпункте 2.5.1 настоящего Административного регламента. В данном случае заявление и документы направляются обратно в адрес заявителя сопроводительным письмом с указанием причин отказа в рассмотрении. Однако по обращению Бочаровой Р.И. не принималось решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в её адрес не было направлено письмо с указанием причин отказа в рассмотрении. Из содержания пункта 2.5.1 Административного регламента видно, что для рассмотрения вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в Комиссию заявление в свободной форме. Отсутствует также запрет направления заявления по почте либо иным способом. Соответственно необоснованна ссылка представителя межведомственной комиссии на несоблюдение заявителем Бочаровой Р.И. требований к подаче заявления и к порядку его направления, а именно перенаправление в межведомственную комиссию прокуратурой города Магадана заявления Бочаровой Р.И. Документы подтверждают последующее одобрение Бочаровой Р.И. действий прокурора города Магадана об обращении в межведомственную комиссию по вышеизложенному поводу. Представленные суду документы также свидетельствуют о принятии межведомственной комиссией заявления Бочаровой Р.И. к рассмотрению. В заявлении прокурор ставит вопрос о признании незаконным бездействие межведомственной комиссии, выразившееся именно в не рассмотрении заявления Бочаровой Р.И., и просит возложить обязанность его рассмотреть. Бездействие заинтересованного лица заключается в нерассмотрении обращения гражданина. При этом не предрешен вопрос о том, какой именно ответ должен быть дан (принято решение) по обращению Бочаровой Р.И. Неисполнением обязанности по рассмотрению обращения гражданина в установленный срок, бездействием межведомственной комиссии нарушены права и законные интересы Бочаровой Р.И. Согласно разъяснениям, изложенным в п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать, в том числе срок для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению. В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора города Магадана в полном объеме. Принимая во внимание период бездействия, допущенного межведомственной комиссией, значение для гражданина разрешения данного вопроса, суд считает возможным установить срок, в течение которого межведомственная комиссия обязана устранить допущенное нарушение прав гражданина - 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению заявления Бочаровой Риммы Ивановны, направленного прокуратурой города Магадана 19 августа 2010 года о пригодности (непригодности) жилых помещений: комнат № восьмикомнатной секции № дома <адрес> в г. Магадане. Обязать Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть в срок не позднее 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявление Бочаровой Риммы Ивановны, направленное прокуратурой города Магадана 19 августа 2010 года о пригодности (непригодности) жилых помещений: комнат № восьмикомнатной секции № дома <адрес> в г. Магадане. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 21 декабря 2010 года. Судья С.Л. Мирошниченко *** ***