№ 2-3194\10 прокурор г.Магадана к СП ЗАО `ОГГК` о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов



Дело № 2-3194/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                               Марковой О.Ю.

секретаре                      Згерской О.В.

с участием: помощника прокурора г. Магадана Носикова Н.Н., представителей ответчика ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания": Расторгуева А.М., действующего на основании доверенности от 02.08.2009 г. № 03, Максименко А.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2010 г. № 02,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 октября 2010 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Совместному Предприятию Закрытому Акционерному Обществу "Омсукчанская горно-геологическая компания" о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников,

          УСТАНОВИЛ:

       Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания" о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. В обоснование требований указано, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, численность работников которого по состоянию на 01.09.2010 г. составляет 472 человека, квота для приема на работу инвалидов не установлена. В штатном расписании ответчика предусмотрены рабочие места, не связанные с его деятельностью, определенной Уставом общества, например, администратор, заведующий гаражом и прочее. По утверждению прокурора в исковом заявлении ОГУ СП ЗАО «Омсукчанская горно-геологическая компания» нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленные Конституцией РФ. Просит суд обязать ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступлению в законную сиу решения суда.

       Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.

       Представители ответчика исковые требования, суду пояснили, что просят удовлетворить исковые требования прокурора г. Магадана и установить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от 35 рабочих мест как от соответствующих требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ к рабочим местам инвалидов.

         

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

         Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        Согласно дефинитивному определению, содержащемуся в ст. 2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 названного закона определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 20 закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 24 закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Судом установлено, что согласно Уставу СП ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания", целями деятельности общества является получение прибыли (п.2.1).

В соответствии с п. 2.2 Устава общество вправе осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законодательством, в том числе: разработка рудопроявлений и месторождений драгоценных металлов: осуществление геологопоисковых и геологоразведочных работ; добыча драгоценных металлов и других полезных ископаемых, в том числе драгоценных камней и облицовочного камня; переработка добытых руд и концентратов драгоценных металлов с получением продуктов, пригодных для последующего аффинажного процесса; внедрение передовых технологий добычи полезных ископаемых; переработка и реализация собственной продукции; осуществление медицинской деятельности; иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Согласно ст. 6 Устава органами управления общества являются: общее собрание акционеров, Совет директоров, единоличный исполнительный орган - генеральный директор.

Из содержания п. 9.4 Устава следует, что генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты с учетом положений настоящего Устава, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Согласно протоколу № 7 заседания совета директоров от 03 февраля 2009 г., генеральным директором общества избран Р. (л.д. 23).

Приказом СП ЗАО «Омсукчанская горно-геологическая компания» от 03.02.2009 г. № 016-к подтверждается, что Р. приступил к исполнению обязанностей генерального директора с 03.02.2009 г. (л.д. 25).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в августе 2010 года прокуратурой г. Магадан была проведена проверка соблюдения законодательства РФ об установлении квот для трудоустройства инвалидов. В результате проверки установлено, что в СП ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания" на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Из письма СП ЗАО «Омсукчанская горно-геологическая компания» № 770 от 23.09.2010 г. следует, что по состоянию на 01.09.2010 г. численность сотрудников общества составляет 472 человека. Квота для приема на работу инвалидов не установлена, поскольку все работники общества выполняют свои трудовые функции вахтовым методом, на опасных производственных объектах с вредными условиями труда (л.д. 27).

Аналогичный довод в обоснование своих возражений по существу настоящего иска, был приведен представителями ответчика в судебном заседании.

К данному доводу представителей ответчика суд относится критически по следующим основаниям.

Из штатного расписания СП ЗАО «Омсукчанская горно-геологическая компания» на период с 01 июня 2010 г. усматривается, что в обществе в аппарате управления имеется должность финансового директора (1 единица), в бухгалтерии должности бухгалтера по учету денежных средств (1 единица), бухгалтер по учету товарно-материальных ценностей (1 единица), бухгалтер по расчету с персоналом (1 единица), в планово-экономической службе имеется две единицы экономиста; в службе персонала имеются 1 единица руководителя службы персонала, 1 единица менеджера службы персонала, 1 единица специалиста службы персонала, в юридической службе имеются три единицы, в том числе руководитель юридической службы (1), юрисконсульт (2), в административной службе - помощник генерального директора (1), секретарь генерального директора (1) и инженер по охране окружающей среды (1).

Кроме того, в штатном расписании указано на наличие должностей в золотоизвлекательной фабрике (52 единицы), пробирно-аналитической лаборатории золотоизвлекательной фабрики (в количестве 17 единиц), ремонтно-эксплуатационном участке золотоизвлекательньй фабрики (31 единица), механическом участке (75 единиц), электрическом участке (27 единиц), отделе материально-технического снабжения (Джульетта) - 13 единиц, поверхностном участке (54 единицы), подземном участке (197 единиц) службе главного инженера - 26 единиц, геолого-маркшейдерском отделе - 22 единицы, участке геологоразведочных работ - 6 единиц.

Таким образом, в обществе имеются как должности непосредственно связанные с разработкой рудопроявлений и месторождений драгоценных металлов (которые относятся к работам на опасных производственных объектах с вредными условиями труда и осуществляются вахтовым методом), так и должности по обеспечению такой деятельности, и не выполняемых вахтовым методом.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства представителем ответчика не представлено, и в судебном заседании не добыто.

Более того, отвечая на вопросы суда в судебном заседании, представители ответчика подтвердили, что всего в обществе численность работников по штатному расписанию по состоянию на 01 июня 2010 г. составляет 579 единиц, из которых 35 единиц - это должности, не связанные с выполнением работ вахтовым методом или работ с вредными и опасными условиями труда.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов принят Закон Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу ст. 1 Закона Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

Отвечая на вопросы суда в судебном заседании, представители ответчика подтвердили, что действительно в обществе не определено количество мест для трудоустройства инвалидов.

При этом представителями ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части установления квот для трудоустройства инвалидов.

Доводы представителей ответчика о том, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора, фактически будет парализована работа таких служб как бухгалтерия, юридическая служба, служба персонала, отдел материально-технического снабжения, что в свою очередь приведет к остановке рудника «Джульетта», необоснованны и не подтверждены документально.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором г. Магадана не позднее месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, и в этой связи, требования прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Исковые требования прокурора города Магадана к Совместному Предприятию Закрытому Акционерному Обществу "Омсукчанская горно-геологическая компания" о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников - удовлетворить

      Обязать Совместное Предприятие Закрытое Акционерное Общество "Омсукчанская горно-геологическая компания" определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

      Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

     Установить день изготовления мотивированного решения - 26 октября 2010 года.

Председательствующий                                                  Маркова О.Ю.

Копия верна:

Судья                                                                          Маркова О.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>