№ 2-736/11 по иску прокурора г.Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО `Магаданэлектросеть` о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов.



Дело № 2-736/11                                                01 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи - Коваленко О.В.,

при секретаре - Сошниковой М.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Магадана                             Паскова А.В., представителя ответчика ОАО «Магаданэлектросеть» -                   Рябовой С.Н., действующей на основании доверенности № 4268 от 05.08.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 01 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.

Исковое заявление мотивировано тем, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, численность работников которого составляет 360 человек, квота для приема на работу инвалидов не установлена. В штатном расписании ОАО «Магаданэлектросеть» предусмотрены рабочие места, не связанные с деятельностью предприятия по осуществлению задач, предусмотренных его Уставом (секретарь - машинистка, кладовщик, дворник и пр.). Таким образом, ответчиком нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленные Конституцией РФ.

       Просит суд обязать ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступлению в законную сиу решения суда.

Представитель истца Пасков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Рябова С.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просила отказать прокурору                г. Магадана в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

         Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (далее по тексту Закон), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 вышеуказанного Закона определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 Закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу положений статьи 24 Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов принят Закон Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу ст. 1 Закона Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 % (процента) от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

Судом установлено, что согласно п.3.1 Устава ОАО «Магаданэлектросеть», основной целью деятельности Общества является получение прибыли (л.д. 7). Для получения Общество вправе осуществлять любые виды деятельности поименованные в п. 3.2 Устава.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г.Магадана проведена проверка соблюдения законодательства РФ об установлении квот для трудоустройства инвалидов. В результате проверки установлено, что в ОАО «Магаданэлектросеть» на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Из письма ОАО «Магаданэлектросеть» № 474/1 от 07 февраля 2011 года следует, что деятельность Общества связана с источниками повышенной опасности, вредными и опасными производственными факторами. При работе с персоналом ОАО «Магаданэлектросеть» руководствуется Межотраслевыми правилами по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Приказом Минздравмедпрома России № 90 от 14 марта 1996 года. Согласно указанным Правилам, работники должны иметь состояние здоровья, исключающее перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами. Таким образом, учитывая специфику работы предприятия, Общество не имеет возможности устанавливать квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, для установления квот, свободных вакансий, на которых работа не связана с вредными и опасными производственными факторами, на предприятии не имеется.

Из штатного расписания ОАО «Магаданэлектросеть» с 01 января 2011 года усматривается, что в Обществе имеются как должности непосредственно связанные с энергоснабжением потребителей электрической энергией через присоединенную электрическую сеть, ремонтом, реконструкцией, техническим перевооружением электрических сетей, монтажом, наладкой и техническим переоборудованием электрического оборудования, так и должности, не связанные с данными видами деятельности (секретарь - референт, курьер, делопроизводитель, секретарь - машинистка, кладовщик, сторож, дворник).

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, представителем ответчика не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.

В ходе судебного заседания представителем ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части определения количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Доводы представителя ответчика в части того, что право инвалидов на трудоустройство не нарушено, поскольку инвалиды не обращались по данному вопросу на предприятие, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе факт необращения инвалидов с целью трудоустройства не освобождает ответчика от исполнения обязанности, установленной законом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, и в этой связи, требования прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, подлежат удовлетворению.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором г. Магадана не позднее месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Город Магадан».

На основании п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ и ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов - удовлетворить.

Возложить обязанность на открытое акционерное общество «Магаданэлектросеть» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Магаданэлектросеть» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 05 марта 2011 года.

Судья                                                                                                О.В. Коваленко

<данные изъяты>

<данные изъяты>