№ 2-354/11 Назаров А.А. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-354/11                                                                          02 марта 2011 года         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего - судьи Сульженко П.М.,

при секретаре - Исмаиловой Н.Б.,

с участием:

представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Матяша И.В., действующего на основании доверенности от 19 января 2010 года ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Министерства финансов Российской Федерации, прокуратуры Магаданской области - Гучановой Т.В., действующей на основании доверенности от 08 сентября 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 02 марта 2011 года делопо иску Назарова Александра Александровича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

         Назаров А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.

         В обоснование заявленных требований указал, что постановлением следователя СУ при УВД по г. Магадану от 02 октября 2008 г. в отношении него прекращено уголовное преследование по уголовному делу , возбужденному по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса РФ, за его непричастностью к совершению преступления. Полагает, что правоохранительными органами нарушены его личные неимущественные права, поскольку в течение четырех лет производства по уголовному делу он находился под угрозой несправедливого уголовного наказания, в связи с чем ему были причинены нравственные страдания, выразившиеся в опасении, что его права будут ограничены, он потеряет свободу, будет нарушена неприкосновенность его личности. Просил суд взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 110 000 рублей.

Определением судьи от 26 января 2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Министерства финансов РФ привлечена прокуратура Магаданской области.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, возможности принимать участие в судебном заседании не имеет, поскольку отбывает наказание в виде лишения свободы за пределами Магаданской области. Ходатайство истца об обеспечении его личного участия в судебном заседании судом удовлетворено быть не может, поскольку подсудность спора им выбрана правильно - дело подлежит рассмотрению Магаданским городским судом, а возможность этапирования его для участия в гражданском процессе из мест заключения в <адрес> гражданским процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена.

Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание мнение участвующих в деле лиц и положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося истца.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель прокуратуры Магаданской области поддержала позицию представителя ответчика, просила в удовлетворении заявленных требований истцу отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что истцом не представлены доказательства претерпевания им моральных страданий в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также причинно-следственной связи между возбуждением и расследованием в отношении него уголовного дела и наступлением каких-либо нравственных или физических страданий.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела ,суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Право на реабилитацию, согласно статье 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ, включает право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; при этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (часть первая); право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица, по уголовным делам которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения за отсутствием события преступления, отсутствия состава преступления, за непричастностью лица к совершению преступления и по некоторым иным основаниям, а также лица, в отношении которых было отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении принудительной меры медицинского характера (часть вторая).

Согласно Главе 59 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

     Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 1100 и 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Таким образом, из приведенных положений Гражданского кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что причинение гражданину морального вреда в случаях его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения содержание под стражей или подписки о невыезде предполагается, и доказыванию подлежит лишь размер компенсации этого вреда, так как в соответствии с частью 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено в судебном заседании, уголовное дело возбуждено 30 ноября 2004 г. постановлением старшего дознавателем ОД УВД г. Магадана в отношении Назарова А.А. по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса РФ. 19 ноября 2004 г. уголовное дело передано по подследственности в СУ при УВД г. Магадана.

Из материалов уголовного дела следует, что Назаров А.А. дважды допрашивался в качестве подозреваемого, в установленном уголовно - процессуальным законом порядке обвинение Назарову А.А. не предъявлялось, мера пресечения не избиралась.

02 ноября 2008 г. следователем СУ при УВД по г. Магадану было вынесено постановление о частичном прекращении уголовного преследования в отношении Назарова А.А. в части совершения им преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса РФ, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, то есть за непричастностью Назарова А.А. к совершению преступления.

28 октября 2010 г. уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24, частью 1 статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

За период с момента возбуждения уголовного дела в отношении Назарова А.А. до момента прекращения в отношении него уголовного преследования (с 30 ноября 2004 г. по 02 ноября 2008 г.), то есть в течение около четырех лет производство по делу в отношении Назарова А.А. неоднократно прекращалось за непричастнотью его к совершению данного преступления, а производство в целом по делу - приостанавливалось за неустановлением лиц, причастных к его совершению. Данные постановления отменялись органами прокуратуры, после чего производство по делу возобновлялось вновь, однако установить лицо, виновное в совершении хищения, а также доказать причастность к его совершению Назарова А.А. так и не удалось.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца о незаконном привлечении его к уголовной ответственности, в связи с чем требование о возмещении причиненного в результате этих действий морального вреда предъявлено в суд обоснованно и подлежит удовлетворению.

     При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание, что уголовное преследование в отношении Назарова А.А. имело место в период с 2004 года по 2008 год, то есть в течение длительного периода времени (около четырех лет). Все это время он мог испытывать неопределенность своего правового положения, поскольку неоднократно становился подозреваемым в совершении преступления, затем утрачивал этот статус, а после - вновь его приобретал. В этот период истец мог испытывать беспокойство, опасаться привлечения к уголовной ответственности, за совершение преступления, вина в причастности к которому так и не была установлена.

Вместе с тем, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в отношении истца фактически не проводилось следственных действий, он был лишь дважды допрошен в качестве подозреваемого, причем один раз - по его же ходатайству, меры пресечения либо процессуального принуждения к нему не применялись. Как следует из представленных в материалах дела сведений Информационного центра УВД по Магаданской области, а также выписи из приговора Магаданского городского суда от 10 мая 2007 г. в отношении Назарова А.А., практически в течение всего периода уголовного преследования по делу он был лишен свободы по уголовному делу (), возбужденному по обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктами «б, в» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б, в» части 2 статьи 158, пунктом «б, в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса РФ, в частности, в периоды с 13 сентября 2004 г. по 10 декабря 2004 г., с 06 января 2005 г. по 06 апреля 2005 г., 23 марта 2006 г. по 19 мая 2006 г., с 13 марта 2007 г. по 09 мая 2007 г. - содержался под стражей, с 20 августа 2005 г. по 14 сентября 2005 г. пребывал на экспертизе в ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер», а с 10 мая 2007 г. - по настоящее отбывает наказание в виде лишения свободы на основании названного приговора суда.

Принимая во внимание то обстоятельство, что Назаров А.А. и ранее был неоднократно судим, привлекался к уголовной ответственности за совершение аналогичных преступлений, суд считает, что степень его нравственных и физических страданий в результате уголовного преследования по уголовному делу значительно ниже, чем она была бы у лица, ранее не допускавшего нарушений уголовного закона.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер и объем процессуальных действий, произведенных уполномоченными органами в результате уголовного преследования истца по уголовному делу , длительность уголовного преследования, характер и степень нравственных и физических страданий, которые истец мог претерпевать в результате этих действий, фактические обстоятельства дела, индивидуальные особенности истца и другие конкретные обстоятельства дела, суд полагает возможным взыскать в пользу истца в возмещение понесенного им морального вреда денежную компенсацию в сумме 5 000 руб.

          Размер компенсации морального вреда в остальной сумме 105 000 рублей суд находит не соответствующим требованиям разумности и справедливости, в связи с чем в удовлетворении этой части требования полагает необходимым отказать.

          Согласно статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет средств казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

     Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

     Учитывая изложенное, денежная компенсация морального вреда подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Назарова Александра Александровича - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Назарова Александра Александровича компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере 5 000 рублей 00 копеек, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.

          Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

          Установить день изготовления мотивированного решения - 09 марта 2011 года.

Судья                                                                                             П.М. Сульженко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>