Дело №2-3787/10 13 декабря 2010 года. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе председательствующего судьи Грубовой А.В. при секретаре Заиграевой Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 13 декабря 2010 года гражданское дело по иску прокурора Тенькинского района в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гасановой Елене Джалаловне о возложении обязанности разработать и утвердить программу производственного контроля при реализации молока и молочной продукции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тенькинского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гасановой Е.Д. о возложении обязанности разработать и утвердить программу производственного контроля при реализации молока и молочной продукции. В обоснование требований указал, что ответчик Гасанова Е.Д. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет торговую деятельность в магазине «<данные изъяты>», расположенном в <адрес>. В данном магазине осуществляется реализация продовольственных товаров, в том числе и реализация молочной продукции (творог, ряженка, кефир, йогурт и др.). В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» продавец, осуществляющий на территории Российской Федерации деятельность по реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителями или продавцами продуктов переработки молока, обязаны предоставить информацию о результатах производственного контроля в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, по их требованию. Статьей 21 указанного Федерального закона установлены требования, предъявляемые к содержанию программы производственного контроля. В ходе проверки исполнения требований законодательства о молоке и молочной продукции организациями, индивидуальными предпринимателями было установлено, что индивидуальным предпринимателем Гасановой Е.Д. программа производственного контроля не разработана и не утверждена, производственный контроль при реализации молочной продукции не осуществляется. Поскольку невыполнение вышеуказанных требований закона нарушает права федерального органа исполнительной власти на осуществление возложенных на него функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также права неопределенного круга лиц - потребителей, просил обязать индивидуального предпринимателя Гасанову Е.Д. разработать и утвердить программу производственного контроля при реализации молока и молочной продукции. Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ответчик и представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили о проведении судебного заседания в их отсутствие. Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле материалам. Исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлены обязанности изготовителя, продавца продуктов переработки молока по организации производственного контроля. Эти положения учитывают предусмотренные в ст. 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, а также предусмотренные в ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требования к производственному контролю за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. В пункте 2 указанной статьи установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов; указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота. Как установлено в п. 1 ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Согласно п. 2 указанной статьи производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. В соответствии с п. 3 этой же статьи лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Требования к содержанию программы производственного контроля, разрабатываемой и утверждаемой изготовителем или продавцом продуктов переработки молока, предусмотрены в ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Так, программа производственного контроля должна предусматривать: 1) показатели осуществления процессов производства, связанных с обязательными требованиями к молочной продукции, установленными настоящим Федеральным законом, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю; 2) показатели качества и безопасности сырья, компонентов, готовой молочной продукции в соответствии с требованиями безопасности, признаки их идентификации, условия хранения и перевозки сырья, компонентов, готовой продукции, сроки их годности, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю; 3) графики и режимы проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря; 4) графики и режимы технического обслуживания оборудования и инвентаря; 5) способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции; 6) меры по предупреждению и выявлению нарушений в организации и осуществлении процессов производства; 7) мероприятия по обеспечению выполнения требований гигиены; 8) контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства; 9) мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; 10) способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона; 11) другие режимы, программы и способы, обеспечивающие предупреждение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; 12) перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение программы производственного контроля. Внесение изменений в программу производственного контроля осуществляется в случаях организационных, инженерных или технических изменений условий производства, процессов производства или условий реализации продуктов переработки молока. Из материалов дела следует, что ответчик Гасанова Е.Д. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и имеет магазин «<данные изъяты>», в котором осуществляется реализация продовольственных товаров, в том числе реализация молочной продукции (творог, ряженка, кефир, йогурт и др.). При этом по состоянию на 25 августа 2010 года программа производственного контроля не разработана, производственный контроль за качеством и безопасностью продуктов переработки молока не осуществлялся. В ходе судебного разбирательства установлено, что к моменту рассмотрения дела ответчиком была разработана и утверждена 06 сентября 2010 года программа производственного контроля. При этом в нарушение требований ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» данная программа не содержит показателей осуществления процессов производства, связанных с обязательными требованиями к молочной продукции; показателей качества и безопасности сырья, компонентов, готовой продукции, сроки их годности, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю; способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции; меры по предупреждению и выявлению нарушений в организации и осуществлении процессов производства; контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства; способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона; другие режимы, программы и способы, обеспечивающие предупреждение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Следовательно, производственный контроль за качеством и безопасностью реализуемой молочной продукции не может быть осуществлен надлежащим образом в соответствии с данной программой. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тенькинского района о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить программу производственного контроля при реализации молока и молочной продукции являются законными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тенькинского района к индивидуальному предпринимателю Гасановой Елене Джалаловне удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Гасанову Елену Джалаловну разработать и утвердить программу производственного контроля при реализации молока и молочной продукции в срок не позднее 15 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения 20 декабря 2010 года. Судья А.В. Грубова