Дело № 2- 592/11 25 февраля 2011 г РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе: председательствующего судьи Ворочевской О.В., при секретаре Юсаевой М.В., в присутствии истца Чудиновой Д.В. представителя ответчика Миллера Д.В., действующего на основании доверенности от 16.02.11г. №, рассмотрев в открытом судебном заседании в г Магадане 25 февраля 2011 г дело № 2- 592/11 по иску Чудиновой Дианы Владимировны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области о предоставлении специальных талонов на получение проездных документов, установил: Чудинова Д.В. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Магадане Магаданской области о предоставлении талонов на получение проездных документов к месту проведения отдыха и обратно. В обоснование исковых требований указала, что является неработающим пенсионером и получателем трудовой пенсии по старости. При обращении к ответчику о выдаче ей проездных талонов на приобретение авиабилетов для проезда к месту отдыха и обратно получила отказ, поскольку не была предоставлена путевка, являющаяся основанием для пребывания в месте предоставления услуг по организации отдыха. Считает отказ пенсионного органа незаконным и просит обязать ответчика предоставить ей специальные талоны, обеспечивающие проезд из города Магадана к месту проведения отдыха в город <данные изъяты> и обратно. В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями иска не согласился по тем основаниям, что согласно п.п. 3, 7 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов на основании заявления пенсионера, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением курсовки, путевки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Поскольку истцом не была предоставлена путевка или иной документ, являющийся основанием для пребывания в месте отдыха, то правомерно было отказано в оплате проезда к месту отдыха и обратно. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 4520-1 от 19 февраля 1993 года Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» неработающие пенсионеры, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свыше 15 лет, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Чудинова Д.В. является неработающим пенсионером с 04 апреля 2005 г. и с 01 января 2010г. ей компенсация проезда ответчиком не производилась. Поскольку стаж работы истца в районах Крайнего Севера и наличие у нее права на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно ответчиком не оспаривались, то суд считает установленным, что истец обладает правом бесплатного проезда один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 4520-1 от 19 февраля 1993 года Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. В целях реализации статьи 34 указанного Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 были утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно» (далее Правила). Согласно п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п.п. 7 и 8 Правил, к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем, отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону). Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение прав пенсионера на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке или другим документам). Такие ограничения противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи суд приходит к выводу, что пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществляется не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Данная правовая позиция нашла подтверждение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2006 г. № 38-О, согласно которому решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателем трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе, для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку истец является пенсионером по старости, проживает в районах Крайнего Севера, имеет право на оплату проезда один раз в два года, то при таких обстоятельствах исковые требования истца о предоставлении специальных талонов, обеспечивающих проезд из города Магадана к месту проведения отдыха в <адрес> и обратно подлежат удовлетворению. В этой связи на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственной пошлины в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области предоставить специальные талоны, обеспечивающие проезд Чудиновой Диане Владимировне из города Магадана к месту проведения отдыха в <адрес> и обратно. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области государственную пошлину в сумме 200 руб. в доход муниципального образования «Город Магадан». Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения 02 марта 2011 г. Судья Ворочевская О.В.