Дело № 2-282/11 02 февраля 2011г. РЕШЕНИЕ В составе: председательствующего судьи Ворочевской О.В., при секретаре Дамдинжаповой О.Р., в присутствии: истца Эхелло З.С., представителя ответчика Шляхтич С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 02 февраля 2011г. гражданское дело № 2-282/11 по иску Эхелло Зои Сергеевны к мэрии города Магадана о признании незаконными действий об отказе в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения, установил: Эхелло З.С. обратилась в Магаданский городской суд с иском к мэрии города Магадана о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным и предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что с 2003 года относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на внеочередное получение жилья, но ответчик в досудебном порядке отказал истцу в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. Поскольку истец в настоящее время является одинокой матерью, имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО8 и ФИО9, то просит суд удовлетворить заявленные требования о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным и обязать ответчика предоставить ей двухкомнатную квартиру с учетом её двоих несовершеннолетних детей. Также истец просила суд взыскать понесенные ею судебные расходы. В судебном заседании истец изменила исковые требования и просила признать незаконными не решение, а действия ответчика об отказе в предоставлении истцу жилого помещения. В остальной части истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика иск не признала по изложенным в отзыве доводам и суду пояснила, что поскольку истец достигла возраста старше 23 лет и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, то право на внеочередное предоставление ей жилого помещения в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ у истца отсутствует. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав признаются изолированные помещения, пригодные для проживания гражданина, т.е. отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В ходе судебного разбирательства было установлено и подтверждается имеющимися в деле документами, что истец Эхелло З.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Магаданской области, до достижения возраста 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявлении матери. В связи с обучением в Северо-Восточном государственном университете истец была зарегистрирована с двумя ее несовершеннолетними детьми ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в общежитии по адресу: <адрес>. Также в ходе судебного разбирательства было установлено, что в 2010 году истец окончила обучение в Северо-Восточном государственном университете, но какого-либо жилого помещения не имеет и на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как оставшаяся без попечения родителей не состоит, о чем имеется выписка из протокола № 78 заседания жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 01 июня 2010г. об отказе истцу в постановке на такой учет. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 г № 159 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ч.2 п.1 ст. 8 указанного Закона дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данная норма содержится и п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, поскольку действующим законодательством гарантировано предоставление жилого помещения только самому лицу, имеющему статус сироты либо статус оставшегося без попечения родителей, то при таких обстоятельствах суждение истца о том, что ей должно быть предоставлено жилое помещение с учетом членов семьи, которые появились у истца после достижения истцом совершеннолетия, суд признает основанным не неверном толковании нормы права. В соответствии со ст. 1 Закона Магаданской области от 22 июня 2007г. № 875-ОЗ « О наделении органов местно самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пунктом 3 данного Закона предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении указанных государственных полномочий ежегодно утверждать списки граждан по данной категории и представлять их в уполномоченные органы государственной власти Магаданской области в порядке, установленным постановлением администрации Магаданской области. В целях реализации Закона от 22 июня 2007г. № 875-ОЗ утверждено также Положение о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. Поскольку судом установлено, что истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, пребывала в государственном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, и не имеет до настоящего времени жилого помещения, то в силу вышеназванного Закона истец имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.ч.2,5 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаях, при этом такое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 г. № 65-Д «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», принятым в соответствии со статьями 14 и 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров на одного члена семьи. Таким образом, поскольку истец имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, то ей ответчиком должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение в черте г. Магадана, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, а не двухкомнатная квартира, как ошибочно полагала истец. Доводы представителя ответчика о том, что истец не имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения в связи с тем, что с достижением возраста 23 года истец утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям. Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими 23 летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализованатолько после представления жилого помещения Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста и выше, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет и старше, нуждающегося в жилом помещении, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Не может суд согласиться и с утверждением ответчика о том, что факт отсутствия истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении влечет за собой лишения его прав на предоставлении ему вне очереди жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку, как указано судом выше, обязанность по составлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших пребывание в образовательных учреждениях либо возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лежит на органе местного самоуправления, которому переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан. Кроме того, по мнению суда, исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г № 159 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а поэтому факт нахождения истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении правового значения при разрешении настоящего спора по существу не имеет. При таких обстоятельствах суд признает доказанными доводы истца о том, что мэрия г.Магадана незаконно отказала истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 15 квадратных метров. Исходя из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право требовать предоставить ей в черте города Магадана по договору социального найма изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров и в этой части исковые требования подлежат удовлетворению. Также подлежат удовлетворению требования истца, основанные на ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, о взыскании с ответчика понесенных истцом судебных расходов в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Признать незаконными действия мэрии г.Магадана об отказе Эхелло Зое Сергеевне в предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 15 квадратных метров. Обязать мэрию г. Магадана в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Эхелло Зое Сергеевне по договору социального найма изолированное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенное в черте города Магадана. Эхелло Зое Сергеевне в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Магадана о предоставлении двухкомнатной квартиры с учетом её двоих несовершеннолетних детей отказать. Взыскать с мэрии г. Магадана в пользу Эхелло Зои Сергеевны судебные расходы в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения 07 февраля 2011г. Судья Ворочевская О.В.