Гражданское дело № 2-533/11 по заявлению Васильченко Г.Г. к МРИ ФНС Росии № 1 по МО о признании недействительным решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 12.07.2010 г.



Дело № 2-533/11                                                                              10 февраля 2011 года

                                                                                

Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                          Неказаченко Н.П.,

при секретаре                                                                    Кириченко В.В.,

с участием заявителя                                                        Васильченко Г.Г.,

представителя заинтересованного лица                         Смородиновой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 10 февраля 2011года гражданское дело по заявлению Васильченко Галины Геннадьевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области о признании недействительным решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области              А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года; возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год,

УСТАНОВИЛ:

Васильченко Г.Г. обратилась в Магаданский городской суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Магаданской области (далее по тексту МРИ ФНС России № 1 по Магаданской области) о признании недействительным решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года; возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год.

В обоснование заявленных требований указала, что 26 февраля 2010 года ею в МРИ ФНС России №1 по Магаданской области поданы     налоговое декларации за 2008 и 2009 годы, в которых был заявлен имущественный налоговый вычет в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 220 Налогового кодекса РФ в связи со строительством квартиры <адрес>

В налоговой декларации за 2008 год истцом заявлен налоговый     вычет на сумму 305 198 руб. 95 коп. и возврат уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год в размере 39 676 руб. Все расходы заявителем понесены в 2008 году в соответствии с заключенным Договором от 10 апреля 2008 года. Между тем, решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко от 12 июля 2010 г. в предоставлении имущественного налогового вычета заявителю отказано.

Просит суд признать недействительным решение заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года и обязать налоговый орган принять решение о возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год в размере 39 676 руб.

Заявитель Васильченко Г.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании полагала требования Васильченко Г.Г не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении таких заявлений, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Как усматривается из содержания заявления Васильченко Г.Г., ею оспаривается решение заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года.

Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее по тексту Постановление № 506), Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В силу пункта 4 Постановления № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (вместе с "Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации")), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия).

Пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Как следует из материалов дела, решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 12.07.2010 г. обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области в установленном порядке. Решением и.о. руководителя Управления ФИО9 от 22 ноября 2010 года, жалоба Васильченко Г.Г. оставлена без удовлетворения (л.д.45-48).

Как указала Васильченко Г.Г., что также подтверждается письменными доказательствами по делу о факте вступления решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 24.06.2010 г. заявителю стало известно 06 декабря 2010 г.

В силу положений части 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

С настоящим заявлением Васильченко Г.Г. обратилась в Магаданский городской суд 11 января 2011 года, то есть, в установленный законом трехмесячный срок.

Таким образом, поскольку заявление заявителя Васильченко Г.Г. отвечает всем требованиям, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, то требования о признании недействительным решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года и обязании налогового органа принять решение о возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год в размере 39 676 рублей может быть предметом настоящего рассмотрения.

Проверив доводы заявления по существу, суд пришел к следующему.

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 указанного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для

индивидуальногожилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:

расходы на разработку проектно-сметной документации;

расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;

расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;

расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать                   2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:

при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;

при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Как усматривается из материалов гражданского дела, что также подтверждается письменными доказательствами по делу,

26 февраля 2010 г. Васильченко Г.Г. предоставлена декларация в налоговый орган по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2008 г. в которой заявлено о предоставлении имущественного налогового вычета при приобретении      квартиры <адрес> на сумму 305 198 руб. 95 коп. и возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год в размере 39 676 рублей.

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от             12 июля 2010 года, заявителю в предоставлении имущественного налогового вычета за 2008 год отказано.

В обоснование требования о предоставлении имущественного налогового вычета Васильченко Г.Г. налоговому органу представлены следующие документы: договор от 10 апреля 2008 года (далее по тексту Договор), акт приема-передачи квартиры от 25.03.2009 г., соответствующие платежные документы.

Согласно п. 1.1 указанного Договора, предметом являются отношения сторон, связанные с объединением принадлежащих им денежных средств в целях совместного осуществления капитальных вложений и последующего получения в собственность части имущества, созданного в результате реализации инвестиционного проекта, указанного в п. 1.2 Договора, пропорционально размеру внесенного соинвестором инвестиционного взноса, указанного в договоре. Основанием для заключения Договора явились: инвестиционный контракт от 30 декабря 2005 г. и разрешение на строительство от 28 марта 2005 г.

В соответствии с условиями Договорв, соинвестор вносит, а инвестор принимает денежные средства в сумме, указанной в п. 3.2 Договора (2 792 250, 00 рублей), с целью осуществления капитальных вложений в строительство монолитно-кирпичного жилого дома, расположенного по следующему строительному адресу: <адрес>

В соответствии с п. 5.2.3 указанного Договора, соинвестор обязан по окончании строительства объекта недвижимости принять квартиру по акту приема-передачи.

Акт приема-передачи квартиры подписан сторонами 25 марта 2009 г.

В соответствии с абз. 16 п.п.2 п.1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, документами, необходимыми для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.

Таким образом, право на имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение вышеуказанных объектов возникает при получении соответствующих правоустанавливающих документов. В данном случае заявителем приобретались права на квартиру в строящемся доме, соответственно, право на вычет возникло с момента получения акта о передаче жилья, то есть, с 25 марта 2009 г.

При указанных обстоятельствах, право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного статьей 220 Налогового кодекса РФ, возникло у Васильченко Г.Г. 25 марта 2009 г. в связи с подписанием акта приема-передачи квартиры. Таким образом, налоговый орган правомерно отказал заявителю в предоставлении имущественного налогового вычета за 2008 год, руководствуясь принципом равномерности, нейтральности и справедливости налогообложения. Право на получение имущественного налогового вычета возникло у заявителя в 2009 году.

Таким образом, налоговый вычет может быть использован Васильченко Г.Г. за любой налоговый период, начиная с того, в котором у неё возникло право на имущественный налоговый вычет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Васильченко Галины Геннадьевны о признании недействительным решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области А.В. Деревянко об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 12 июля 2010 года, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области возвратить уплаченный налог на доходы физических лиц за 2008 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить день изготовления мотивированного решения - 15 февраля 2011 года.

Судья                                                                                          Н.П. Неказаченко