№ 2-228/11 УФСБ РФ к Сеньшину С.Е.



Дело № 2-228/11                                                                                07 февраля 2011 года         

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                       Мирошниченко С.Л.                                                                  

при секретаре                                                                                          Алексеевой Н.А.                                                                        

с участием представителя истца - Сорокина А.Н., действующего на основании доверенности б/н от ***

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 07 февраля 2011 года делопо иску Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Магаданской области к Сеньшину Сергею Евгеньевичу о взыскании неправомерно удерживаемой ответчиком суммы полученного денежного аванса,

УСТАНОВИЛ:

       В Магаданский городской суд обратилось Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Магаданской области к Сеньшину Сергею Евгеньевичу о взыскании неправомерно удерживаемой ответчиком суммы полученного денежного аванса в размере 57 856 рублей 00 копеек.

       В обоснование заявленных требований истец указал, что гражданин Сеньшин Сергей Евгеньевич проходил военную службу по контракту в подразделении Управления ФСБ России по Магаданской области в г.Сусумане. В 2009 году Сеньшин С.Е. был уволен с военной службы и в настоящее время состоит в запасе Федеральной службы безопасности. В соответствии с п.1.2 ст. 20 Федерального закона от 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). Статьей 5 Постановления Правительства РФ от 2000 года № 354 федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная службы, предписано выдавать денежные средства гражданам, уволенным с военной службы, имеющим на это право, на перевоз личного имущества транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза. По заявлению майора Сеньшина С.Е. *** ему были выданы денежные средства для осуществления провоза личных вещей от последнего места военной службы к избранному после увольнения месту жительства. Согласно расходному кассовому ордеру от *** ответчик получил в бухгалтерии Управления ФСБ России по Магаданской области денежный аванс в сумме 57 856 рублей, в чем лично расписался. При этом сумма аванса определялась на основании справки от *** ООО «Магадантрансагенство» о стоимости провоза 20-ти тонного контейнера по маршруту г.Сусуман - г. Магадан, представленной ответчиком вместе с заявлением о выдаче аванса. 22 января 2010 года в адрес ответчика Управлением ФСБ России по Магаданской области направлялось заказное письмо , в котором ответчику предлагалось предоставить отчетные документы о произведенных расходах по провозу личного имущества. Как следует из оттисков на почтовом конверте, данное письмо не было востребовано ответчиком и по истечении срока хранения 26 апреля 2010 года почтовой организацией было возвращено отправителю. По настоящее время ответчиком не возвращена сумма полученного ранее аванса и не предоставлено отчетных документов по использованию полученных денежных средств. Таким образом, Сеньшиным С.Е. с 03 августа 2009 года неправомерно удерживаются средства федерального бюджета в сумме 57 856 рублей. Учитывая изложенное, просил взыскать с Сеньшина С.Е. в пользу истца неправомерно удерживаемую ответчиком сумму полученного денежного аванса в размере 57 856 рублей.

        В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, доводы, изложенные в исковом заявлении.

        Ответчик Сеньшин С.Е. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещался по последнему известному месту жительства, месту регистрации, в том числе путем направления телеграммы и через участкового уполномоченного УВД по г.Магадану. Суд на основании ст. 119 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

      Выслушав мнение представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

       Как установлено в судебном заседании Сеньшин С.Е. с *** по *** проходил военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности Российской Федерации. *** Сеньшин С.Е. обратился к истцу с заявлением, в котором просил оплатить провоз 20-ти тонного контейнера с личными вещами к постоянному месту проживания по маршруту г.Сусуман - г.Магадан. Из расходного кассового ордера от *** видно, что Сеньшиным С.Е. *** получен аванс на провоз контейнера в сумме 57 856 рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на проезд на безвозмездной основе имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Согласно п.п. 1,3, 6 Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 996 "О дополнительных социальных гарантиях родителям военнослужащих", возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к избранному месту жительства при увольнении с военной службы. Федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, необходимо возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.

         Федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза. А также возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.

         Таким образом, из представленных документов следует, что Сеньшин С.Е. воспользовался предоставленным ему правом на возмещение расходов на провоз личного имущества к новому избранному после увольнения месту жительства до г.Магадана. Согласно справке МУ «Горжилсервис», информации предоставленной Отделом ФМС по Магаданской области, Сеньшин С.Е. с 1998 года зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> в г.Магадане. До настоящего времени с регистрационного учета по указанному месту жительства не снялся.

        22 января 2010 года в адрес Сеньшина С.Е. направлено письмо за подписью начальника Управления ФСБ РФ по Магаданской области, в котором указано о необходимости представить оправдательные документы по произведенным расходам на оплату контейнера. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель истца, Сеньшину С.Е. неоднократно предлагалось подойти и предъявить документы, подтверждающие израсходование денежных средств на оплату контейнера с целью провоза личных вещей к новому избранному месту жительства. Однако до настоящего времени ответчик документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, в управление не представил, обоснованность получения данной суммы не подтвердил.

        Учитывая данные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика сумму полученного Сеньшиным С.Е. аванса и неизрасходованного им по назначению.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

На основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Статья 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривет, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

При рассмотрении спора по существу установлено, что полученные Сеньшиным С.Е. денежные средства в сумме 57 856 рублей 00 коп. не израсходованы им на оплату провоза личного имущества к месту жительства в г.Магадан. Документы, свидетельствующие об обратном, ответчик суду не представил. В связи с прохождением военной службы Сеньшину С.Е. было достоверно известно о том, что полученные им денежные средства имеют целевое назначение, должны быть им использованы только на оплату провоза личного имущества. Кроме того, истцу также известно о необходимости предоставить в Управление ФСБ России по Магаданской области документы, подтверждающие использование денежных средств по назначению. Следовательно, из спорных правоотношений усматривается получение Сеньшиным С.Е. денежных средств без соответствующих оснований, т.е имеет место неосновательное обогащение ответчика.

Согласно статье 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.

       Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, взыскании с Сеньшина С.Е. неправомерно удерживаемой им суммы полученного денежного аванса в размере 57 856 рублей 00 копеек.

       В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Учитывая положения ст. 333.19 НК РФ с Сеньшина С.Е. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 1 935 рублей 68 копеек.

       Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

      Взыскать с Сеньшина Сергея Евгеньевича в пользу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Магаданской области неправомерно удерживаемую сумму полученного денежного аванса в размере 57 856 (пятьдесят семь тысяч восемьсот пятьдесят шесть) рублей 00 копеек.

      Взыскать с Сеньшина Сергея Евгеньевича в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 1 935 (одна тысяча девятьсот тридцать пять) рублей 68 копеек.

       

       Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

       Установить день изготовления мотивированного решения - 08 февраля         2011 года.

       

        Судья                                                                                    С.Л. Мирошниченко

***

***