№ 2-862/11 по иску прокурора г.Магадана к МУЗ `Станция скорой медицинской помощи` о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов.



Дело № 2-862/11                                                21 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи       Свиридовой С.А.

при секретаре         Кожуховой Т.Ю.

с участием

помощника прокурора г. Магадана                                Егоровой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

     УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковое заявление мотивировано тем, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, численность работников которого составляет 258 человек, квота для приема на работу инвалидов не установлена. В штатном расписании МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» предусмотрены рабочие места, не связанные с деятельностью учреждения по осуществлению задач, предусмотренных его Уставом (диспетчер, сторож-вахтер и пр.). Таким образом, ответчиком нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленные Конституцией РФ.

       Просит суд обязать ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступлению в законную сиу решения суда.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика, МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежавшим образом. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Магадана, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (далее по тексту Закон), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 вышеуказанного Закона определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 Закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу положений статьи 24 Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов принят Закон Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу ст. 1 Закона Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 N 1273-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 % (процента) от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

Как установлено в судебном заседании, в результате проверки соблюдения законодательства РФ об установлении квот для трудоустройства инвалидов проведенной прокуратурой г.Магадана установлено, что в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Из письма главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от 14 февраля 2011 года следует, что в учреждении имеются четыре работника с разными группами инвалидности, выполняющие работу в соответствии с предписанной программой реабилитации. В настоящее время исполнительным органом МО «Город Магадан» не установлены квоты учреждению по трудоустройству инвалидов, но с целью обеспечения государственных гарантий в области содействия занятости населения, учреждением проводится работа по выполнению требований Закона Магаданской области от 28.02.2004 г. № 518-ОЗ ( л.д. 16).

Из штатного расписания МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» с 01 января 2011 года усматривается, что в учреждении имеются как должности непосредственно связанные с оказанием скорой медицинской помощи - главный врач, заместители главного врача, врач скорой медицинской помощи, главный фельдшер, фельдшер, фармацевт, медицинский регистратор, санитарка, и др. так и должности, не связанные с данными видами деятельности (секретарь - машинистка, ведущий программист, диспетчер, сторож-вахтер, слесарь-сантехник).

В ходе судебного заседания представителем ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части определения количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды. Факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, и в этой связи, требования прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, подлежат удовлетворению.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором г. Магадана не позднее месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Город Магадан».

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о понуждении к определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов удовлетворить.

Возложить обязанность на МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 25 марта 2011 года.

Судья                                                                                               Свиридова С.А.

     <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>