22 февраля 2011 г. Дело № 2-544/11г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ в составе председательствующего судьи: Д.М. Диденко при секретаре: О.И. Стодушной с участием истца: А.Н. Мельниченок представителя ответчика: Е.В. Фроловой рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 22 февраля 2011 года гражданское дело № 2-544/11 по иску Мельниченок Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Магадане Магаданской области о предоставлении талонов на проезд к месту использования отпуска и обратно, как неработающему пенсионеру, У С Т А Н О В И Л: Мельниченок А.Н. обратился в Магаданский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области о предоставлении талонов на проезд к месту использования отпуска и обратно, как неработающему пенсионеру. В обоснование исковых требований указал, что является неработающим пенсионером и получает трудовую пенсию по старости. 21 января 2011 года он обратился с заявлением в УПФРФ в гор. Магадане Магаданской области, где указал о намерении выехать к месту использования отпуска и обратно <адрес> в период с март-октябрь 2011 года и просил выдать ему специальные талоны. При обращении к ответчику с заявлением об оплате проезда ему было отказано в предоставлении специальных талонов, обеспечивающих проезд к месту использования отпуска и обратно из-за отсутствия документа, являющегося основанием для пребывания в месте предоставления услуг по организации отдыха. Полагает, что согласно ст.34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» имеет право на оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года. Просит суд обязать ГУ УПФРФ в гор. Магадане Магаданской области произвести компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно по маршруту авиационным транспортом Магадан-Москва-Магадан, железнодорожным транспортом Москва-Брянск-Москва в виде предоставления специальных талонов на приобретение проездных документов. Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что просит суд обязать ответчика выдать ему проездные талона, обеспечивающие ему проезд к месту отдыха и обратно, как неработающему пенсионеру. Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, суду пояснила, что поскольку истцом не была предоставлена путевка или иной документ, то есть, документ о том, что отдых у него будет организованным, ему правомерно было отказано в оплате проезда к месту отдыха и обратно. Просит в иске отказать в полном объеме. Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 4520-1 от 19 февраля 1993 года Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» неработающие пенсионеры, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свыше 15 лет, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Как усматривается из представленных суду документов (копии удостоверения №, копии трудовой книжки) Мельниченок А.Н. является неработающим пенсионером с 2010 года. Поскольку стаж работы истца в районах Крайнего Севераи наличие у него права на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно сторонами не оспаривается, суд считает установленным то обстоятельство, что истец обладает правом бесплатного проезда один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 4520-1 от 19 февраля 1993 года Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 были утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно» (далее Правила). Согласно п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п.п. 7 и 8 Правил, к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие в местах, где не предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем, отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации, как отмечалось выше, гарантирована пенсионерам по норме федерального Закона. Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону). Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение прав пенсионера на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке или другим документам). Такие ограничения противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи суд приходит к выводу о том, что пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществляется не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Данная правовая позиция нашла подтверждение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2006 г. № 38-О, согласно которому решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Согласно Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно может быть произведена, как по фактическим расходам (когда пенсионер поехал за свой счет и по приезду предоставил проездные документы), так и перед выездом путем предоставления пенсионеру талонов на проезда по указанному им маршруту. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец является пенсионером по старости, проживает в районах Крайнего Севера, имеет право на оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно, то исковые требования истца подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области предоставить талоны на проезд к месту отдыха и обратно неработающему пенсионеру Мельниченок Александру Николаевичу по маршруту авиатранспортом Магадан-Москва-Магадан и железнодорожным транспортом по маршруту Москва-Брянск-Москва. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области в бюджет МО «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда. Установить день изготовления мотивированного решения суда - 27 февраля 2011 года. судья: (подпись) копия верна: судья: Д.М. Диденко.