Дело № 2-847/11 21 марта 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области в составе: председательствующего - судьи Сульженко П.М., при секретаре - Исмаиловой Н.Б., с участием прокурора - Розенберг Н.Л., представителя ответчика - Симоненко О.В., действующей на основании доверенности от 21 марта 2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нера» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Магадана обратился в суд с иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ООО «Нера» (далее - Общество) о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест. В обоснование требований указал, что при проведении прокуратурой г. Магадана проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «Нера» не проведена, в связи с чем, работники лишены права на безопасные условия труда, соответствующие требованиям промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. Просит обязать ООО «Нера» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2010 г. в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика в судебном заседании предъявленные к ООО «Нера» требования признала, не возражала против их удовлетворения, однако ходатайствовала о продлении срока для проведения аттестации рабочих мест до 01 марта 2012 г., в связи с тем, что промышленный участок в республике <адрес>, на котором подлежит проведению аттестация рабочих мест, находится в местности, отдаленной от населенных пунктов, в связи с чем исполнение судебного решения будет затруднено. Кроме того, просила суд учесть, что если к моменту проведения прокурором проверки численность штатных единиц составляла 63, то к моменту рассмотрения судом данного дела штатная численность сокращена и составила 27 единиц. Прокурор в судебном заседании не возражал против обязания судом ответчика к проведению аттестации рабочих мест в соответствии с новым штатным расписанием, а также против предоставления ответчику разумного срока для исполнения судебного решения. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В силу пунктов 1, 2, 4, 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, пунктам 5, 6 постановления Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации, которые сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности - документы, удостоверяющие соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Сертификация работ по охране труда в организациях носит заявительный характер и осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики. В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда производится государственная экспертиза в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Как установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ООО «Нера» действует на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя ООО «Нера - Аурум» № № от 11 января 2005 г. Основным видом деятельности Общества в соответствии с п. 2.2. Устава является добыча золота и драгоценных металлов. Согласно штатному расписанию Общества на 2010 г., утвержденному приказом директора ООО «Нера» № № от 05 января 2010г., с внесенными изменениями приказом директора № № от 01 июля 2010г., в штате Общества числиться 63 штатные единицы. Приказом от 01 февраля 2011 г. № в штатное расписание Общества внесены изменения, согласно которым численность штатных единиц сокращена до 27. Как видно из объяснений от 25 января 2011г. директора ООО «Нера» ФИО4, золотодобыча осуществляется на участке недр, расположенном в <адрес> <адрес> <адрес>, ручей <адрес>, аттестация рабочих мест на данном участке не проведена. Доказательств, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест на данном участке, как и рабочих мест, расположенных вне зоны промышленного участка (АУП) суду ответчиком не представлено. Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по обеспечению прав работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Магадана подлежат удовлетворению в полном объеме. Учитывая то, что рабочие места находятся в отдаленной местности, а также с учетом длительности и трудоемкости работ, подлежащих проведению при аттестации рабочих мест по условиям труда, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения суда до 01 марта 2012 г. Поскольку в штатное расписание на момент рассмотрения дела внесены изменения, то суд признает подлежащими аттестации рабочие места согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от 01 февраля 2011 г. №. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нера» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест - удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нера» провести аттестацию рабочих мест в количестве 27 единиц, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от 01 февраля 2011 г. № и действующего на момент вынесения судебного решения, в срок до 01 марта 2012 года. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нера» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 4 000 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения. Установить срок изготовления мотивированного решения - 28 марта 2011 года. Судья П.М. Сульженко <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>