Дело № 2-551/2011 «24» февраля 2011г. МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе председательствующего Петренко Л. П. при секретаре Ермолаевой И.В. с участием истца Барановской Т.В. представителя ответчика (протокол от 24.02.2011г.) Сорокина А.Н. представителя ответчика (доверенность от 14.01.2011г.) Гульченко М.В. представителя ответчика (доверенность от 14.01.2011г.) Кодинцева И.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Магадане «24»февраля 2011г. дело по исковому заявлению Барановской Татьяны Васильевны к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» о перерасчете и взыскании недополученной процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера, установил : Барановская Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» (далее ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области») о перерасчете и взыскании недополученной процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера в денежном выражении за период с 01 января 2009г. по день рассмотрения дела в суде с зачетом имеющейся у нее 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока на 10 ноября 2008г. В обоснование требований указала, что проходит службу в системе МЧС России в Магаданской области с 10 ноября 2008г., на службу поступила, прибыв из Амурской области. На момент поступления на службу имела 30-ти процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока. При поступлении на службу 10 ноября 2008г. в отряд ГПС МЧС России по Магаданской области надбавка, предусмотренная законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, ей не определена, впервые такая надбавка установлена по истечении первых 6-ти месяцев службы в размере 10% с последующим увеличением на 10% через шесть месяцев в соответствии с законодательством. Полагает, по состоянию на 10 ноября 2008г. должна была быть учтена 30-ти процентная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока, и последующие надбавки за работу в районах Крайнего Севера должны были назначаться с учетом имеющейся 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. С 01 января 2009г. проходит службу у ответчика. Неоднократно обращалась к ответчику, обращалась в суд по вопросу перерасчета денежного довольствия с учетом имеющейся на момент поступления на службу 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Крайнего Севера, в перерасчете отказано. Просит суд обязать ответчика за период с 01 января 2009г. по день рассмотрения дела в суде произвести перерасчет северной процентной надбавки с зачетом 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока и взыскать с ответчика недополученную процентную надбавку в денежном выражении. В судебном заседании истица настаивает на требованиях, полагает отказ в перерасчете необоснован, просит исковые требования удовлетворить. Суду пояснила, что по последнему месту работы в Амурской области в военном комиссариате Амурской области получала 30-ти процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока, уволена в связи с переводом мужа к новому месту службы. В 2008году не знала о том, что 30ти процентная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока должна быть учтена при назначении надбавок за работу в районах Крайнего Севера, узнала в апреле 2010г., обратилась к ответчику. В подтверждение требований представляет суду справки от 08.02.2011г. №57, от 25.08.2010г. № 39, от27.10.2010г. №2-6/1405, от 28.10.2010г. №197. Полагает срок для защиты своего права не пропустила, поскольку обращалась к ответчику с рапортами от 12.04.2010г., от 24.06.2010г., от 15.11.2010г., обращалась в суд. Срок исчисляет с 16.12.2010г., поскольку 16.12.2010г. отказано в перерасчете, полагает перерасчет должен быть произведен за три года. Расчетные листки получала, видела, что 30-ти процентной надбавки на работу в южный районах Дальнего Востока в начислениях нет. Представитель истца доводы истца поддержал в полном объеме, просит суд удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика Гульченко М.В. требования не признала, просит частично производство по делу прекратить в связи с имеющимся решением суда от 03 августа 2010г. по делу №2-2368/10 по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям, вступившим в законную силу. В остальной части просит в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском истицей 3-х месячного срока для обращения в суд за защитой своего права, узнала о невыплате надбавок в декабре 2008г. Суду пояснила, что Бурейский, Благовещенский районы Амурской области не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не подтвержден факт принадлежности указанных районов к южным районам Дальнего Востока. Представитель ответчика Кодинцев И.Ю. поддержал доводы представителя ответчика Гульченко М.В. полностью, просит суд производство по делу прекратить, в удовлетворении требований отказать и в связи с пропуском срока давности. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, исследовав гражданское дело № 2-2368/2010, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.ст.146, 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст.ст. 315, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определенном ст.316 ТК РФ. Статьей 316 ТК РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, не принят Согласно требований ст.423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку поскольку они не противоречат ТК РФ. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливается Правительством РФ Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера.. регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990г. №2, а также постановлением Правительства РФ От 07.10.1993г. №1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера». В соответствии с п.п. «б» п.16 указанной Инструкции в г.Магадане процентные надбавки начисляются на заработок в следующем порядке: 10процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка. Согласно пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 09 января 1986г. №53 в целях дальнейшего повышения материального благосостояния населения и закрепления кадров в районах дальнего Востока и Восточной Сибири введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06 апреля 1972г. №255. Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06 апреля 1972г. №255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» (с изменениями от 25.02.1994г. №155) предусмотрено введение выплаты процентных надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми АССР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми АССР) за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года, но не свыше 30 процентов заработка. Пунктом 2 Постановления от 06.04.1972г. №255 установлено, что при переходе рабочих и служащих, за которыми сохраняется непрерывный стаж работы, с предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах, где в соответствии с настоящим Постановлением вводятся надбавки к заработной плате, на работу в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, за ними сохраняются выслуженные надбавки (в процентном исчислении). Следующая очередная надбавка этим рабочим и служащим начисляется в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода на работу в районы Крайнего Севера и через год с момента перехода на работу в местности, приравненные к районам Крайнего Севера. Аналогичные правила содержаться в пункте 10 Инструкции о порядке предоставления рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР льгот, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.1972г. № 255. Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела, Барановская Т.В. приказом от 07 ноября 2008г. №-13НС назначена на должность младшего инспектора отделения кадров ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Магаданской области» с 10 ноября 2008г.; Приказом от 31 декабря 2008г. № 32-НС Барановская Т.В., прибывшая из ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Магаданской области», с 01 января 2009г. назначена младшим инспектором отдела организации и кадров ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Магаданской области» по контракту сроком на три года. Приказом от 25 декабря 2009г. № 59-НС Барановская Т.В. назначена на должность старшего инспектора отдела кадров профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области» по контракту сроком на три года с 01 января 2010г. Приказом от 07 декабря 2009г. №639 ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Магаданской области» переименован в ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области» Как усматривается из трудовой книжки № Барановская Т.В. до поступления на службу в структурные подразделения МЧС России по Магаданской области работала в военном комиссариате Амурской области с 22 октября 2007г. по 22 августа 2008г. в должности помощника начальника отделения назначения пособий и пенсий и уволена по п.3 ст.77 ТК РФ, в связи с переводом мужа к новому месту службы. Из справки военного комиссара Амурской области от 08 февраля 2011г. № 57 усматривается, что Барановская Т.В. действительно работала в военном комиссариате Амурской области с 22 октября 2007г. по 22 август 2008г., на начало работы ей была установлена и выплачивалась по день увольнения надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в полном объеме в размере 30 процентов. Данное право на получение надбавки наступило 10 августа 1993года, согласно Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС №53 от 09.01.1986г. Из справки начальника отдела военного комиссариата Амурской области по городу Райчихинску и Бурейскому району от 28 октября 2010г. №197 усматривается, что Барановская Т.В. проходила военную службу по контракту с 1992г. по 1993г. в войсковой части №, которая дислоцировалась в п.Бурея Бурейского района Амурской области, районный центр Бурейского района - п.Новобурейский. На территории Бурейского района Амурской области на основании постановления от 09.01.1986г. №53 установлены льготы: надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока - 30 процентов. Из справки главы Администрации рабочего поселка (пгт) Новобурейский Бурейского района Амурской области от 27 октября 2010г. №2-6/1405 усматривается, что поселок Новобурейский действительно является районным центром Бурейского района Амурской области. Данный район относится к южным районам Дальнего Востока, в которых в соответствии со ст.1 Постановления Совета Министров СССР от 09 января 1986г. №53 установлена и выплачивается процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в южных районах Дальнего Востока, в размере не выше 30 процентов заработка. Как усматривается из статьи 2 Закона Амурской области от 11.04.2005г. № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области», принятым областным Советом народных депутатов 17 марта 2005г., перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается Правительством РФ. На территории Амурской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты. Остальные районы, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, относятся к южным районам области. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истица в спорный период времени, рассматриваемом в настоящем деле, с 04 августа 2010г. по день рассмотрения дела в суде 24 февраля 2011г. имела 30-ти процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока. В ходе судебного разбирательства представители ответчика заявили ходатайство пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой своего права, применении последствий пропуска срока. Полагают, срок следует исчислять с 31.12.2008г. с момента ознакомления истицы с приказом о назначении на должность. Согласно ч.1, 3 ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.1ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом. Пропуск без уважительных причин срока для обращения в суд за защитой своего права, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Как следует из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» №2 (с последующими изменениями и дополнениями) заявление работника о разрешении индивидуального трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается пояснениями истца расчетные листки с начислениями истица получала ежемесячно, иногда один раз в два месяца, видела, что надбавки за работу в районах Крайнего Севера начисляются без зачета 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, денежное довольствие получала ежемесячно без 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Из расчетных листков на имя Барановской Т.В. усматривается, что начисление северных надбавок указано в расчетном листке отдельной строкой. (л.д.25-29). При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истице о недоначислении и не выплате северной надбавки (начислении северной надбавки без зачета 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока) было известно ежемесячно при получении денежного довольствия. Довод истицы об обращении к ответчику с рапортами от 12.04.2010г., от 24.06.2010г., от 15.11.2010г. о перерасчете надбавки и выплате сумм, и о том, что до 12.04.2010г. она не знала о начислении надбавок за работу в районах Крайнего Севера с зачетом имеющейся у нее 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, судом оценен, во внимание не принят, поскольку правовая неосведомленность, переписка с ответчиком по спорному вопросу не являются препятствием к своевременному обращению в суд за защитой своего права, не являются уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд за защитой своего права. Довод истицы о том, что ее требования обоснованы и недовыплаченная сумма подлежит взысканию с ответчика за три года, судом оценен, во внимание не принят, поскольку основан на неверном толковании норм права. Спорная сумма не была начислена истице, состояла в споре, при указанных обстоятельствах оснований к взысканию не начисленной и недовыплаченной спорной суммы за три года не имеется. Как следует из материалов дела, истица обратилась в суд с исковым заявлением за защитой своего права 28 января 2011г. согласно почтового штемпеля на конверте. Последствия пропуска срока обращения в суд за защитой своего права применяются судом только по заявлению стороны в споре, до вынесения судом решения. Истечение срока обращения в суд за защитой своего права о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске Истец каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд за защитой своего права, доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, суду не предоставила, в ходе судебного разбирательства такие доказательства судом не добыты. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд проверив доводы ответчика относительно пропуска истцом трехмесячного срока, установленного ст.392 ТК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, находит их обоснованными за период с 04 августа 2010г. по 27 октября 2010г., срок истцом за период с 04 августа 2010г. по 27 октября 2010г. пропущен. Довод ответчика о пропуске истцом до дня рассмотрения дела в суде (до 24.02.2011г.) трехмесячного срока на обращение в суд за защитой своего права судом оценен. Во внимание не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм права. Истица обратилась в суд 28 января 2011г., в пределах трехмесячного срока со дня обращения с иском в суд ее требования обоснованы и подлежат удовлетворению за период с 28 октября 2010г. по день рассмотрения дела в суде 24.02.2011г. Расчет северной надбавки с зачетом 3-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в денежном выражении будет следующим: С 28 октября 2010г. по 31 октября 2010г. 9361,40 :31 х4=1207,92 х30%= 362руб.38коп. За ноябрь 2010г. 18134,65 х30% = 5440руб.39коп. За декабрь 2010г. 42640,90 х30%= 12792руб.00коп. За январь 2011г. 18134,65 х30%= 5440руб.39коп. За февраль2011г. 18134,65 :28 х24=15543,99 х30%=4663руб.20коп. Всего 29272руб.12коп. (280,84+5440,39+12792,00+5440,39+4663,20) При указанных обстоятельствах требования истицы обязать ответчика произвести перерасчет северной надбавки с зачетом имеющейся у нее 30ти процентной надбавки за работу в южных районах дальнего Востока за период с 28 октября 2010г. по 24 февраля 2011г. обоснованы и подлежат удовлетворению за период с 28 октября 2010г. по 24 февраля 2011г. в сумме 29272руб.12коп., в остальной части за период с 04 августа 2010г. по 27 октября 2010г. требования предъявлены с пропуском срока на обращение в суд за защитой своего права, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока. . Определением суда от 24 февраля 2011г. производство по делу по иску Барановской Т.В. к ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» о перерасчете и взыскании недополученной северной надбавки за службу в районах Крайнего Севера с зачетом 30-ти процентной надбавки, имеющейся у нее за работу в южных районах Дальнего Востока (в Бурейском, Благовещенском районах Амурской области) за период с 01.01.2009г. по 03.08.2010г. производством прекращены в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда от 03 августа 2010г. по спору между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям (дело № 2-2368/10 по иску Барановской Т.В. к ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» о взыскании недополученной процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера») В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина на основании п.п.1 п.1 статьи 333.19 НК РФ в сумме1078руб.16коп. (29272,12 х 3%+800,00). Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд : Р Е Ш И Л: Требования Барановской Татьяны Васильевны к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» о перерасчете и взыскании недополученной процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера в денежном выражении за период с 04.08.2010г. по 24.02.2011г. с зачетом имеющейся у нее 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, удовлетворить частично Обязать Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» с 28 октября 2010года Барановской Татьяне Васильевне расчет начислений процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей производить в учетом 30-ти процентной надбавки, имеющейся у Барановской Татьяны Васильевны за работу в южных районах Дальнего Востока. Взыскать с Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» в пользу Барановской Татьяны Васильевны за период с 28 октября 2010г. по 24 февраля 2011г. недовыплаченное денежное довольствие с учетом северной надбавки за службу в районах Крайнего Севера в денежном выражении с зачетом 30-ти процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в сумме 29272руб.12коп. (Двадцать девять тысяч двести семьдесят два руб.12коп.). В удовлетворении требований Барановской Татьяны Васильевны к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» о перерасчете и взыскании за период с 04 августа 2010г. по 27 октября 2011г. северной надбавки за службу в районах Крайнего Севера в денежном выражении с зачетом 30-ти процентной надбавки, имевшейся у Барановской Татьяны Васильевны, за работу в южных районах Дальнего Востока, - отказать. Взыскать с Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 1078руб.16коп. (Одну тысячу семьдесят восемь руб. 16коп.) Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение 10 дней, со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Срок изготовления мотивированного решения установить 01.03.2011г. Судья Л.П.Петренко