№2-393/2011 по иску Забережной С.Э. к мэрии г. Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустровенное жилое помещение



14 марта 2011 г. Дело № 2-393/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Хан Т.А.,

при секретаре Жерновской Н.Б.,

при участии истца Забережной С.Э.,

представителя истца ФИО12

представителя ответчика, мэрии г.Магадана, и

третьего лица, Департамента ЖКХ и ОСС, ФИО13

представителя третьего лица, управления ФСИН

по Магаданской области, ФИО14

представителя третьего лица, ФБУ ИЗ-49/1

управления ФСИН по Магаданской области, ФИО15

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 14 марта 2011 г. гражданское дело по иску Забережной Сании Энверовны к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Забережная С.Э. обратилась в суд с иском к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование своего требования указала, что проходила службу в управлении ФСИН по Магаданской области в должности <данные изъяты> со специальным званием - <данные изъяты> с 1993 г. по 2004 г.

За период службы получила заболевание, в связи с которым военно-врачебной комиссией была признана «<данные изъяты>», и была вынуждена уйти на пенсию.

Утверждает, что с июня 1999 г. она с семьей проживает в доме № № по улице <адрес>, который не является жилым помещением; согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23 декабря 2009 г., выданным на имя ее мужа, названный дом является объектом незавершенного строительства, степень готовности которого составляет 80%.

С 18 февраля 2002 г. по месту службы в учреждении ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области состоит в списках очередников на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием жилого помещения.

02 декабря 2009 г. решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Следственный изолятор № 1» управление ФСИН по Магаданской области за ней была закреплена трехкомнатная квартира № №, расположенная в доме № № по улице <адрес>, на состав семьи 5 человек.

Однако в заключении договора социального найма на эту квартиру ей было отказано на том основании, что она ранее являлась собственником объекта незавершенного строительства - жилого дома № № по улице <адрес> в городе <адрес>, и, передав по договору дарения недостроенный дом в собственность своему мужу, намеренно ухудшила свои жилищные условия, а также на том основании, что названный дом не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания или аварийным.

Решением Магаданского городского суда от 26 ноября 2010 г. ей было отказано в иске о признании незаконным решения жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 13 апреля 2010 г. об отказе в закреплении за ней трехкомнатной квартиры № №, расположенной в доме № № по улице <адрес>, и о понуждении заключить письменный договор социального найма на эту квартиру.

При этом решение было мотивировано тем, что решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Следственный изолятор № 1» по Магаданской области о закреплении за ней трехкомнатной квартиры утратило силу на момент рассмотрения дела в суде, поскольку спорное жилое помещение - квартира № № в доме № № по улице <адрес> принадлежит на праве собственности мэрии г.Магадана на основании акта приема-передачи имущества от 09 июля 2009 г.

Так как до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением, а все жилье, находившееся в ведении управления ФСИН по Магаданской области, передано в муниципальную собственность, полагает, что на мэрию города Магадана должна быть возложена обязанность по предоставлению ей и членам ее семьи благоустроенного жилого помещения на состав семьи 3 человека общей площадью не менее 45 кв.м.

Просит суд обязать мэрию г.Магадана предоставить ей благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Магадана, на состав семьи 3 человека общей площадью не менее 45 кв.м.

Истец и ее представитель в судебном заседании на исковых требованиях, предъявленных в суде к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, настаивают по доводам, изложенным в исковом заявлении; просят суд иск удовлетворить.

Представить ответчика, мэрии г.Магадана, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, в судебном заседании исковые требования Забережной С.Э. не признает; суду пояснила, что поскольку Забережная С.Э. на учете нуждающихся в жилом помещении в мэрии г.Магадана не состоит, то мэрия г.Магадана обязательств по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства не имеет. Просит суд в удовлетворении исковых требований Забережной С.Э., предъявленных к мэрии г.Магадана, отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления ФСИН по Магаданской области, в судебном заседании с исковыми требованиями Забережной С.Э. к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не согласна, суду пояснила, что, действительно, решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области от 02 декабря 2009 г. за истцом была закреплена трехкомнатная квартира № № в доме № № по улице <адрес>; названный жилой дом согласно акту приема-передачи от 09 июля 2009 г. передан в муниципальную собственность г.Магадана. Также пояснила, что решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН по Магаданской области от 02 декабря 2009 г. в настоящее время утратило силу, поскольку не соответствовало требованиям жилищного законодательства, что отражено в решении Магаданского городского суда от 26 ноября 2010 г., вступившим в законную силу. Кроме того, пояснила, что Забережная С.Э. по настоящее время состоит в списках очередников на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием жилого помещения в ФБУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН по Магаданской области. Полагает, что права Забережной С.Э. на получение жилого помещения, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, нарушены не были. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области, в судебном заседании с исковыми требованиями Забережной С.Э., предъявленными к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, также не согласна, суду пояснила, что в 2002 г. Заберженая С.Э. в соответствии с поданным ею заявлением была включена в очередь на улучшение жилищных условий на состав семьи 3 человека по месту службы - в ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области. 02 декабря 2009 г. Забережной С.Э. была выделена квартира № № в доме № № по улице <адрес> на состав семьи из 5 человек площадью 71,2 кв.м, в то время как она имела право на получение квартиры на состав семьи из 4 человек площадью 60 кв.м. На этом основании мэрией г.Магадана было отказано истцу в заключении договора социального найма жилого помещения и передаче в пользование названной выше квартиры. Кроме того, подтвердила, что истец по настоящее время состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области. Просит суд в удовлетворении исковых требований Забережной С.Э. отказать.

Выслушав пояснения истца и ее представителя, представителя ответчика, мэрии г.Магадана, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управления ФСИН по Магаданской области и ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьями 49, 51, 52, 55 и 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Как было установлено в судебном заседании, что также подтверждается представленными в деле материалами, Забережная С.Э. с 1993 г. по 2004 г. проходила службу в ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области в должности <данные изъяты> со специальным званием - <данные изъяты>.

18 января 2002 г. истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилого помещения по месту прохождения службы - ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области

02 декабря 2009 г. жилищно-бытовой комиссией ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области было принято решение о закреплении за истцом трехкомнатной квартиры № № в доме № № по улице <адрес> на состав семьи из 5-ти человек.

13 апреля 2010 г. вопрос о возможности заключения договора социального найма на жилое помещение - указанной выше квартиры - был рассмотрен на заседании жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан»; по результатам рассмотрения в предоставлении этого жилого помещения Забережной С.Э. и заключении с ней договора социального найма было отказано.

Так, при рассмотрении представленных документов управлением по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана было установлено, что 15 декабря 2009 г. Забережная С.Э. произвела отчуждение жилого дома № № по улице <адрес>, в котором проживала вместе со своей семьей, своему мужу - ФИО16 на основании договора дарения земельного участка с незавершенным строительством жилым домом (степень готовности незавершенного строительством объекта составляет 80%). Кроме того, было установлено, что ФИО17 муж дочери Забережной С.Э., был зарегистрирован по месту жительства в доме № № по улице <адрес> только 18 января 2010 г.

Между тем, площадь распределенной истцу квартиры № № в доме № № по улице <адрес> составляла 71,2 кв.м, тогда как с учетом изложенных выше обстоятельств Забережная С.Э. имела право на жилую площадь по договору социального найма на состав семьи из 3-х человек общей площадью не менее 45 кв.м.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области от 02 июля 2009 г. № № право оперативного управления УФСИН по Магаданской области на относящийся к федеральной собственности объект недвижимого имущества, в том числе квартиру № № в доме № № по улице <адрес>, было прекращено; названное имущество передано в муниципальную собственность муниципального образования «Город Магадан» в соответствии с актом приема-передачи от 09 июля 2009 г.

Решением Магаданского городского суда от 26 ноября 2010 г. в удовлетворении исковых требований Забережной С.Э., предъявленных к мэрии г.Магадана и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства с обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана о признании незаконным решения жилищной комиссии муниципального образования «Город Магадан» от 13 апреля 2010 г., было отказано; решение суда вступило в законную силу.

В связи с тем, что мэрией г.Магадана истцу в закреплении и передаче в пользование квартиры № № в доме № № по улице <адрес> было отказано, она до настоящего времени остается состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области, что подтверждается представленными в деле материалами и представителями управления ФСИН по Магаданской области и ФБУ «Следственный изолятор № 1» управления ФСИН по Магаданской области.

В то же время, согласно справке управления по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана от 28 февраля 2011 г. Забережная С.Э. на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном образовании «Город Магадан» не состоит.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления в случае наделения этих органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориями граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Мэрия г.Магадана полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам в рамках Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не наделена.

Принимая во внимание изложенное, суд не может согласиться с предъявленным в суде истцом требованием о понуждении ответчика к обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, поскольку в соответствии со статьями 14 и 57 Жилищного кодекса РФ, действующего с 01 марта 2005 г., только лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеют право требовать предоставления жилья при наличии указанных в Кодексе обстоятельств; жилые помещения предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления, в котором они состоят на учете.

Однако истец на учете нуждающихся в жилом помещении в управлении по учету и распределению жилой площади мэрии г.Магадана не состоит и в установленном порядке с заявлением о постановке ее на учет не обращалась; данное обстоятельство Забережная С.Э. в настоящем судебном заседании подтверждает и не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования Забережной С.Э. о понуждении мэрии г.Магадана к обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение в настоящее время не имеется.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Забережной Сании Энверовны к мэрии г.Магадана о понуждении к обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения по делу - 21 марта 2011 г.

Судья Хан Т.А.