19 апреля 2011 г. Дело № 2-1359/2011.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУДМАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Хан Т.А.,
при секретаре Боровской Л.А.,
с участием прокурора г.Магадана ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 19 апреля 2011 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Денежкин камень» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Магадана обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Денежкин камень» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проводимой прокуратурой г.Магадана, было установлено, что в ООО «Денежкин камень» не проведена аттестация рабочих мест.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12 аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда.
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе - на получение досрочной пенсии; уклонение от проведения аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия.
Таким образом, полагает, что ООО «Денежкин камень» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона условия труда, бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье работников общества.
Просит суд обязать ООО «Денежкин камень» провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Прокурор г.Магадана в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает, просит суд заявление удовлетворить и обязать ООО «Денежкин камень» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу общество извещено надлежащим образом. Сведениями о причинах неявки представителя ответчика в судебное заседание суд не располагает; заявлений о невозможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке в судебное заседание, от ООО «Денежкин камень» в суд не поступало.
Представитель третьего лица, Государственной инспекции труда в Магаданской области, в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу инспекция извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление, в котором Государственная инспекция труда в Магаданской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение прокурора г.Магадана, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав пояснения прокурора г.Магадана, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Конституции РФ гарантировано каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Целями проведения аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с названным Порядком порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях:
контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
подготовки статистической отчетности об условиях труда;
последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
При этом пунктом 5 установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Согласно пункту 15 Порядка при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.
Как было установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ООО «Денежкин камень» действует на основании Устава, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников общества от 22 марта 2010 г.; основными видами деятельности общества являются геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр; целью создания общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
В соответствии с пунктом № Устава ООО «Денежкин камень» к органам управления обществом относятся: общее собрание участников и единоличный исполнительный орган - директор; высшим органом общества является общее собрание участников, которое руководит деятельностью общества.
Согласно протоколу № № собрания учредителей ООО «Денежкин камень» от 05 мая 2010 г. директором общества является ФИО7
Согласно штатному расписанию ООО «Денежкин камень» на 2010 г., утвержденному ДД.ММ.ГГГГ г., в штате общества имеется № штатные единицы.
В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест с последующей сертификацией в обществе не проведена.
Охрана труда согласно статье 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате и текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.
Отсутствие аттестации рабочих мест в ООО «Денежкин камень» противоречит интересам государства.
Согласно статьи 2 Конституции РФ соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства.
А в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Кроме того, из представленных в деле материалов следует, что определением судьи Магаданского городского суда от 30 марта 2011 г. в порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось представить в суд возражения относительно исковых требований, если такие имеются. Ответчику также было разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о подготовке дела к судебному разбирательству было направлено ответчику 06 апреля 2011 г.
Однако ООО «Денежкин камень» определение судьи о подготовке дела к судебному разбирательству выполнено не было, возражения относительно исковых требований прокурора г.Магадана, а также какие-либо документы, подтверждающие факт проведения аттестации рабочих мест, в суд не представлены.
Между тем, согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами.
В связи с изложенным, при рассмотрении настоящего дела по существу, суд полагает возможным исходить их тех доказательств, которые представлены в материалах дела, в том числе пояснений прокурора г.Магадана и представителя третьего лица, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а согласно части 1 статьи 68 названного Кодекса, в случае, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Магадана о понуждении к проведению аттестации рабочих мест в количестве 32 единиц, согласно штатному расписанию в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика, ООО «Денежкин камень», подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Денежкин камень» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Денежкин камень» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Денежкин камень» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп. (Четыре тысячи руб. 00 коп.).
На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения по делу - 25 апреля 2011 г.
Судья Хан Т.А.