№ 2-704/11 по иску прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и МУП г. Магадана `Магадантеплосеть` о возложении обязанности совершит ь определенные действия.



Дело № 2-704/11                                                                               г. Магадан

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи:                        Д.М. Диденко

при секретаре:        О.И. Стодушной

с участием представителя истца

старшего помощника прокурора г. Магадана                   Н.Л. Розенберг

представителя ответчика

МУП г. Магадана «Магадантеплосеть»: Н.Г. Иванько

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 05 марта 2011 года гражданское дело № 2-704/11 по иску

прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятю города Магадана «Магадантеплосеть» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников,

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Магадантеплосеть» (далее по тексту МУП г. Магадана «Магадантеплосеть») о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. В обоснование требований указав, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, численность работников которого по состоянию на 01 февраля 2011 года составляет 398 человек, квота для приема на работу инвалидов не установлена. В штатном расписании ответчика предусмотрены рабочие места, не связанные с деятельностью предприятия по осуществлению задач, предусмотренных Уставом (уборщик производственных и служебных помещений и пр.)

       Таким образом, по мнению прокурора, МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленных Конституцией Российской Федерации

      Просит суд обязать ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступлению в законную сиу решения суда.

      Представитель истца Розенберг Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

       Представитель ответчика исковые требования не признала, при этом суду пояснила, что МУП г. Магадана «Магадантпелосеть» осуществляет выработку, передачу и реализацию тепловой энергии и горячей воды, что связно с вредными условиями труда и непрерывным производством. По состоянию на 01 марта 2011 года численность работников предприятия составляет 397 человек, из них 329 человек заняты с вредными факторами производства, работой в ночную смену и с тяжелыми условиями труда. Указанное количество рабочих мест (329 человек) нельзя считать составляющей частью для определения количества рабочих мест, в рамках установленной квоты, поскольку в данном случае будет нарушен баланс и выделение рабочих мест для инвалидов будут затруднительным. Таким образом, в рамках установленной квоты, количество рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место.

Выслушав мнения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в лучаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

         Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (далее по тексту Закон), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 вышеуказанного Закона определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 Закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу положений статьи 24 Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Судом установлено, что согласно Устава Муниципального унитарного предприятия «Магадантеплосеть» основной целью деятельности предприятия является обеспечение потребителей тепловой энергией, горячей водой, паром Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли (п. 4.1).

В соответствии с пунктом 4.2 Устава, МУП г. Магадана «Магадантпелосеть» осуществляет следующие виды деятельности: выработка, передача и реализация тепловой энергии, горячей воды, пара; покупка, передача и реализация тепловой энергии; предоставление коммунальных услуг; коммерческая деятельность; проектирование зданий, сооружений, котельных, центральных тепловых пунктов (далее ЦТП) и инженерных сетей; строительство (реконструкция) зданий, сооружений, котельных, ЦГП и инженерных сетей; монтаж оборудования, приборов учета воды, тепловой и электрической энергии; наладка оборудования, зданий и сооружений, котельных, ЦГП и инженерных сетей; эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, котельных, ЦТП и инженерных сетей; эксплуатация, наладка, ремонт оборудования, приборов учета воды, тепловой и электрической энергии; диспетчерское управление и соблюдение режимов энергоснабжения и энергопотребления; предоставление      услуг      по      монтажу,      ремонту      и      техническому обслуживанию насосов и компрессоров; предоставление услуг по ремонту подшипников; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию
печей и печных топок; предоставление услуг по        монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования; предоставление       услуг по       монтажу,       ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки; предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; производство земляных работ; производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; производство      общестроительных     работ     по      прокладке      местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы; устройство покрытий зданий и сооружений; производство бетонных и железобетонных работ; производство каменных работ; производство изоляционных работ; производство санитарно - технических работ; производство отделочных работ; производство прочих отделочных и завершающих работ; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств; оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной
основе); деятельность агентов по оптовой торговле топливом; деятельность агентов по оптовой торговле электроэнергией и тепловой
энергией (без их производства, передачи и распределения); оптовая торговля топливом; оптовая торговля металлами в первичных формах; транспортная обработка грузов и хранение; хранение и складирование; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; хранение и складирование газа и продуктов его переработки; хранение и складирование прочих грузов; организация перевозок грузов; деятельность     в     области     архитектуры,     инженерно     -     техническое проектирование в промышленности и строительстве; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ); прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой г. Магадана была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об установлении квот для трудоустройства инвалидов, в результате которой установлено, что в МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 01 марта 2011 года численность работников МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» составляет 329 человек, квота для инвалидов составляет 1 человек. В счет квоты в настоящее время работает сторожем на участке ЦРО ФИО4 инвалид с детства. Учитывая наличие специальных требований к большинству профессий и условия труда в МУП г. Магадана «Магадантпелосеть» приказ о квотировании рабочих мест на предприятии для инвалидов не издавался, квота для приема на работу инвалидов не выделена, потребности в работниках данной категории нет в целях их же безопасности и охраны здоровья в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.

К доводам ответчика о том, что в МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» потребности в работниках данной категории нет в целях их же безопасности и охраны здоровья в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ суд расценивает критически по следующим основаниям.

Как усматривается из штатного расписания ответчика на 2011 года (л.д. 23-30) в МУП г. Магадане «Магадантеплосеть» имеются как должности непосредственно связанные с занятостью с вредными факторами производства, работой в ночную смену и с тяжелыми условиями труда (шумом, вибрацией, пониженной температурой, вынужденным положением тела с наклонами, поднятием тяжести; работой с аэрозолями нефти, со сварочными аэрозолями, марганцем, карбидом, с асбесто - содержащими материалами, с серной кислотой, свинцом и т.д.), так и должности по обеспечению такой деятельности, и не связанные с непосредственной работой на производственных объектах с вредными и опасными условиями труда.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства представителями ответчика не представлено, и судом таковых не добыто.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской     Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов принят Закон Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29 апреля 2010 № 1273-ОЗ), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу статьи 1 Закона Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 № 1273-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

В ходе судебного заседания представителями ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части установления квот для трудоустройства инвалидов.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором г. Магадана не позднее месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, и в этой связи, требования прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Магадана к Магаданскому унитарному предприятию города Магадана «Магадантеплосеть» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников - удовлетворить.

Обязать Магаданское унитарное предприятие города Магадана «Магадантеплосеть» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда.

Установить день изготовления мотивированного решения суда - 10 марта 2011 года.

     

судья:     (подпись)

копия верна:

судья:                                                  Д.М. Диденко.