№ 2-1411/11 по иску прокурора г.Магадана к ООО `Автотранспортное предприятие `Омсукчанское` о возложении обязанности произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.



Дело № 2-1411/11                                                 21 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи - Коваленко О.В.,

при секретаре - Романовой Н.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Магадана                             Марголиной Т.Н., представителя ответчика Даниловой Т.Я., действующей на основании доверенности от 01.04.2011 г., представителей третьих лиц -                    Тихменева П.Е., действующего на основании доверенности от 14.04.2011 года,                   Гончарова А.Е., действующего на основании доверенности от 28.03.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 21 апреля 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» о возложении обязанности произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Магадана обратился в Магаданский городской суд с иском к ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» о возложении обязанности произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2010 года.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Магадана проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское», по результатам которой в деятельности общества выявлены нарушения требований в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности. Установлено, что основными видами деятельности ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» являются внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, автомобильная стоянка.

Согласно акту проверки № 114 от 29.12.2010г. должностными лицами Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» образуются следующие отходы: мусор от бытовых помещений не сортированный; мусор от административных помещений не сортированный; лом черных и цветных металлов; отходы металлообработки (стружки, опилки и пыль металлическая, абразивных материалов, лом абразивных кругов); огарки электродов, окалина; отработанные автопокрышки и камеры; отходы резинотехнических изделий; отработанные аккумуляторы; отработанные ГСМ; отходы этиленгликоля (тосол, антифриз); ветошь промасленная; присыпка (опилки) проливов ГСМ; шлак и зола угольная; минеральный шлам зумпфов, отстойников - нефтеловушек; люминесцентные лампы отработанные - отходы 1-го класса опасности (чрезвычайно опасные).

Накопление бытовых и не крупногабаритных отходов осуществляется в трех стандартных металлических контейнерах объемом 0,7 куб.м., размещенных на площадке перед гаражом. При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе 6 автобусами, оборудованными дизельными ДВС. В нарушение действующего законодательства ответчиком плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается без учета выбросов в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, а также без учета фактически образуемых отходов, за исключением «мусора от бытовых помещений организаций несортированный».

Должностными лицами Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области вынесено обязательное предписание № 36 от 29.12.2010г., которое в указанный срок исполнено не было. Вместе с тем, проведенной прокуратурой г.Магадана проверкой в период с 17.03.2011г. по 22.03.2011г. установлено, что требования, изложенные в обязательном предписании № 36 от 29.12.2010г., не выполнены до настоящего времени. Каких-либо документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений в ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» не имеется. Также отсутствуют документы, свидетельствующие о планировании и проведении мероприятий, направленных на устранение нарушений, что подтверждается объяснениями директора общества Крамаренко А.В. от 22.03.2011г. Бездействие ответчика нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, просит обязать ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом выбросов в атмосферный воздух и всех фактически образуемых отходов за 1-4 кварталы 2010 года в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что действительно предприятием плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом выбросов в атмосферный воздух и всех фактически образуемых отходов не вносилась за 1-4 кварталы 2010 года.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора России по Магаданской области в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Предъявляя иск в интересах другого лица, прокурор действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Обосновывая свои исковые требования, прокурор приводит доводы о том, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»           № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (в ред. от 29.12.2010г. № 442-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008г. № 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В силу ч.1 ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 27.12.2009г. № 374-ФЗ) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что актом проверки № 114 от 29.12.2010г. отдела государственного экологического контроля Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области установлено, что ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» при осуществлении хозяйственной деятельности образует следующие отходы: мусор от бытовых помещений не сортированный; мусор от административных помещений не сортированный; лом черных и цветных металлов; отходы металлообработки (стружки, опилки и пыль металлическая, абразивных материалов, лом абразивных кругов); огарки электродов, окалина; отработанные автопокрышки и камеры; отходы резинотехнических изделий; отработанные аккумуляторы; отработанные ГСМ; отходы этиленгликоля (тосол, антифриз); ветошь промасленная; присыпка (опилки) проливов ГСМ; шлак и зола угольная; минеральный шлам зумпфов, отстойников - нефтеловушек; люминесцентные лампы отработанные - отходы 1 высшего класса опасности. Таким образом, выявлены следующие нарушения: плата за негативное воздействие на окружающую среду не рассчитывается и не вносится; хозяйственная деятельность предприятием осуществляется без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; отсутствуют документы, подтверждающие передачу права собственности (отчуждение), использование, надлежащую утилизацию или захоронение образуемых при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия отходов.

На основании акта проверки Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области 29.12.2010г. выдано обязательное предписание № 36, согласно которому ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» должно произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом выбросов в атмосферный воздух и всех фактически образуемых отходов за 1-4 кварталы 2010 года в срок до 20 января 2011 года; производить фактическую оплату за негативное воздействие на окружающую среду ежеквартально, с учетом негативного воздействия всех имеющихся источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и всех объемов фактически образованных за отчетный период промышленных и бытовых отходов (срок исполнения до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» произвело оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду только за следующие выбросы - дизельное топливо и за мусор от бытовых помещений организаций несортированный.

Платежным поручением № 6 от 20.01.2011г. ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» внесена плата за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 1 752 рубля за 4 квартал 2010 года.

Однако в судебном заседании установлено, что ответчиком вышеуказанное предписание не исполнено.

Таким образом, ответчиком фактическая оплата с учетом негативного воздействия всех имеющихся источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и всех объемов фактически образованных за отчетный период промышленных и бытовых отходов не вносилась.

В период рассмотрения дела, ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» платежным поручением № 58 от 18.04.2011г. была внесена плата за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 5 256 рублей за 1-3 кварталы 2010 года. Однако каких-либо документов, подтверждающих за какие именно выбросы, произведенные предприятием, внесена данная оплата, суду не предоставлено.

Доказательства, подтверждающие законность бездействия ответчика в части перерасчета и внесения плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом выбросов в атмосферный воздух и всех фактически образуемых отходов за 1-4 кварталы 2010 года суду не представлено.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г.Магадана подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Город Магадан».

Следовательно, с ООО «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» о возложении обязанности произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2010 года - удовлетворить.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» произвести перерасчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом выбросов в атмосферный воздух и всех фактически образуемых отходов за 1-4 кварталы 2010 года в срок не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Омсукчанское» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 26 апреля 2011 года.

Судья                                                                                                О.В. Коваленко

<данные изъяты>

<данные изъяты>