Дело № 2-1562/11 22 апреля 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе: председательствующего судьи- Коваленко О.В., при секретаре- Романовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 22 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению Сулейманова Валерия Владимировича о признании отказа заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. в направлении на освидетельствование незаконным, возложении обязанности собрать необходимые документы для направления на освидетельствование, УСТАНОВИЛ: Сулейманов В.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. в направлении на освидетельствование незаконным, о возложении обязанности собрать необходимые документы для направления на освидетельствование. Заявление мотивировано тем, что Сулейманов В.В. в 1988 году получил травму в результате дорожно - транспортного происшествия. С 1988 года по 2004 год являлся инвалидом 3-ей группы. В 2004 году группу сняли, что является незаконным. С 1988 года заявитель имеет расстройство здоровья со стойким нарушением функции организма, что подтверждается протоколом МСЭБ № 24 от 26 ноября 2003 года. В 2008 году поступив в ИК-4, заявитель обратился к начальнику областной больницы при ФБУ ИК-4 капитану внутренней службы Химченко И.В. с просьбой провести медицинский осмотр для дальнейшего прохождения врачей - специалистов и отправления на медико - социальную экспертизу. Из протокола ВКК № 5 от 28 ноября 2008 года следует, что заявитель не нуждается в направлении на медико - социальную экспертизу, так как состояние его здоровья не позволяет быть направленным на освидетельствование. 10 ноября 2010 года заявитель получил второй протокол ВКК № 21, где также указано, что оснований для направления на медико - социальную экспертизу не имеется. 03 февраля 2011 года должностным лицом. Химченко И.В. дан ответ на заявление Сулейманова В.В. аналогичного содержания. Считает, что заместитель начальника ФБУ ИК-4 по лечебно - профилактической работе Химченко И.В. нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку заявитель имеет стойкое расстройство здоровья со стойким нарушением функции организма в результате травмы, которая привела к ограничению жизнедеятельности, что подтверждается протоколом МСЭ № 24 от 26 ноября 2003 года, заверенного МУЗ <данные изъяты>, с которым Химченко И.В. ознакомлен. Также данный факт подтверждается записью в медицинской карте учреждения ИК-4 врача - невролога ФИО10 с пометкой о направлении на МСЭ, врача-лора с пометкой на МСЭ, врача - офтальмолога с пометкой на МСЭ, врача терапевта с пометкой на МСЭ. На основании Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, заявитель может быть направлен на медико - социальную экспертизу. Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно сообщению ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области 18 апреля 2011 года этапирован в <данные изъяты> для дальнейшего отбывания наказания. Заместитель начальника по ЛПР ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам. Исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему. Согласно пункту 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. В силу пункта 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15 Правил). Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий (пункт 16 Правил). В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности (пункт 19 Правил). Пункт 39 Правил признания лица инвалидом устанавливает, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро. Согласно Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико - социальной экспертизы, утвержденной заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ от 23.08.1999г. № 18/39-1010, освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в бюро медико - социальной экспертизы проводится на общих основаниях в порядке, определяемом "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965. На медико - социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты. Лицо, нуждающееся в проведении медико - социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико - социальной экспертизы через начальника учреждения УИС письменное заявление в произвольной форме. Начальник лечебно - профилактическое учреждение УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико - социальную экспертизу в условиях лечебно - профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений. В судебном заседании установлено, что заявитель содержался в ФБУ ИК-4. 18 апреля 2011 года этапирован в <данные изъяты> для дальнейшего отбывания наказания. Согласно протоколу ВВК № 21 от 10 ноября 2010 года врачебно-консультативная комиссия в составе: заместителя начальника ФБУ ИК-4 ПО ЛПР Химченко И.В., терапевтам областной больницы ФБУ ИК-4 ФИО11., врача-невролога областной больницы ФБУ ИК-4 ФИО12. пришла к выводу об отсутствии необходимости направления заявителя на медико-социальную экспертизу ввиду отсутствия расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшим к ограничению жизнедеятельности, а также отсутствием медицинских документов у осужденного Сулейманова В.В., подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Между тем, каких-либо документов, подтверждающих, что у заявителя отсутствует расстройство здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшим к ограничению жизнедеятельности в материалы дела не представлено, что ставит под сомнение законность отказа в направлении заявителя на медико-социальную экспертизу. Из материалов дела следует, что ранее в 2003 году заявителю установлена 3 группа инвалидности, в 2004 году инвалидность снята комиссией МСЭ. Каких-либо надлежащих доказательств, прямо или косвенно подтверждающих восстановление здоровья осужденного Сулейманова В.В. суду не представлено. Согласно ч.2 ст.150 ГПК РФ судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. При таком положении, суд приходит к выводу о том, что законность заключения об отказе в направлении осужденного на медико-социальную экспертизу должностным лицом, чьи действия обжалуются не доказана, в связи с чем требования заявителя в указанной части суд находит подлежащими удовлетворению. Требования в части возложения обязанности на заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. собрать необходимые документы для направления заявителя на освидетельствование удовлетворению не подлежат, поскольку заявителем неправильно выбран способ восстановления нарушенного права, ввиду необходимости соблюдения порядка, установленного для обследования лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико - социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Сулейманова Валерия Владимировича о признании отказа заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. в направлении на освидетельствование незаконным, возложении обязанности собрать необходимые документы для направления на освидетельствование - удовлетворить частично. Признать отказ заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. в направлении на освидетельствование - незаконным Сулейманову Валерию Владимировичу в удовлетворении требований о возложении обязанности на заместителя начальника по лечебно - профилактической работе ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Химченко И.В. собрать необходимые документы для направления на освидетельствование - отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 27 апреля 2011 года. Судья О.В. Коваленко <данные изъяты> <данные изъяты>