№ 2-500/11 Батуева Л.И. к ГУ-УПФР



Дело № 2-500/11                                                                          22 февраля 2011 года                                                                                      

          

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                   Мирошниченко С.Л.,

при секретаре                                       Крикун И.Н.,      

в присутствии истца Батуевой Л.И.,

представителей ответчика: Першаковой Л.В., действующей на основании доверенности от *** , Миллер Д.В., действующего на основании доверенности от *** ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 22 февраля 2011 года гражданское дело по иску Батуевой Любовь Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании недействительным протокола от 10 сентября 2003 года об отказе в назначении пенсии в части указания о наступлении права на назначение пенсии при достижении возраста 55 лет, то есть с ***, признании неверным указание о стаже работы в районах Крайнего Севера 5 лет 0 месяцев 29 дней, возложении обязанности произвести назначение пенсии с 22 декабря 2004 года,

УСТАНОВИЛ:

       В Магаданский городской суд обратилась Батуева Любовь Ивановна с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании недействительным протокола от 10 сентября 2003 года об отказе в назначении пенсии в части указания о наступлении права на назначение пенсии при достижении возраста 55 лет, то есть с ***, возложении обязанности произвести назначение пенсии с 16 декабря 2004 года.

       В обоснование заявленных требований истец указала, что в июне 2003 года впервые обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера. 10 сентября 2003 года истцу в назначении досрочной пенсии было отказано ввиду того, что истец не имела требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. В стаж работы в районах Крайнего Севера не были учтены периоды работы в товариществе с ограниченной ответственностью «Бикен» г.Магадана Магаданской области с 21 октября 1990 года по 31 декабря 1991 года, с 01 января 1991 г. по 31 марта 1993 года, с 01 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 года, с 01 января 1994 г. по 27 августа 1998 г. ( в общей сложности 10 месяцев 14 дней), так как страховые взносы за указанные периоды не начислялись и не перечислялись. При отказе в назначении пенсии, также указали, что право на пенсию у истца наступит при достижении возраста 55 лет, т.е. с *** (протокол от 10 сентября 2003 года ). Считает, что спорные периоды были исключены из стажа работы в районах Крайнего Севера неправомерно по следующим основаниям. Согласно пункту 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями. Факт работы истца в спорные периоды подтвержден данными трудовой книжки. Осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, обязан работодатель. Таким образом, уплату страховых взносов должен был производить работодатель и ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей не может быть возложена на истца. При отказе в назначении пенсии спорные периоды работы (10 месяцев 14 дней) были неправомерно исключены из специального (льготного) стажа и в итоге специальный стаж на момент первоначального обращения (июнь 2003 г.) по расчетам специалистов Пенсионного фонда составил всего 5 лет 29 дней. Считает, что фактически специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера на момент обращения составлял 5 лет 11 месяцев 14 дней. Из-за того, что специалисты Управления Пенсионного фонда в г.Магадане исключили спорные периоды из льготного стажа истец не могла своевременно реализовать свое право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно, учитывая нормы ч.2 пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникло еще 16 декабря 2004 года, именно на эту дату истец имела 7 лет 6 месяцев стажа в районах Крайнего Севера, а не с ***, как указано в протоколе об отказе от 10 сентября 2003 г. .

        25 октября 2005 года истец повторно обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Заявление истца было рассмотрено, стаж пересчитан (спорные периоды в льготный стаж учли), но пенсию назначили только с момента обращения в 2005 году, а не с 16 декабря 2004 года. Считает, что неверное исчисление трудового стажа работниками Пенсионного фонда повлекло нарушение конституционных прав истца на получение социального пособия в виде пенсии в том размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом.

       В период нахождения дела в производстве суда истец дополнительно просила признать неверным указание о стаже работы в районах Крайнего Севера 5 лет 0 месяцев 29 дней.

       В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила требования в части и просила возложить на ответчика обязанность произвести назначение пенсии с 22 декабря 2004 года.

      Представители ответчика просили в удовлетворении требований отказать. Обратили внимание, что в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, которое может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию. Поскольку 22 декабря 2004 года с заявлением о назначении пенсии истец в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Магадане не обращалась, оснований к назначению пенсии с 22 декабря 2004 года у нее не возникло. В остальной части также просили в удовлетворении требований отказать, поскольку законодательством не предусмотрена возможность признания протокола недействительным в части содержащихся в нем сведений. Обратили внимание, что сведения в протоколе указаны с учетом документов, представленных Батуевой Л.И. в тот период времени (в 2003 году).

       Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, материалы пенсионных дел Батуевой Л.И., суд приходит к следующему.

       Как видно из представленных суду документов, Батуева Л.И. обращалась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости дважды: 29 мая 2003 года и 25 октября 2005 года.

      29 мая 2003 года Батуева Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как следует из протокола от 10 сентября 2003 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, в связи с отсутствуем требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Истец согласилась с принятым решением.

       25 октября 2005 года Батуева Л.И. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. В соответствии с решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане от 21 ноября 2005 года Батуевой Л.И. назначена с 25 октября 2005 года трудовая пенсия по старости.

       Как следует из искового заявления, Батуева Л.И. не согласна с датой, с которой ей назначена трудовая пенсия по старости, считает, что пенсия подлежала назначению с 22 декабря 2004 года, т.е. с момента, когда у истца возникло право на назначение данного вида пенсии.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Как следует из пп. 6 части 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Следовательно, Батуева Л.И. при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо 7 лет 6 мес. имела бы право на назначение ей трудовой пенсии по старости досрочно.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

На основании ч. ч.1,2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В соответствии с п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Таким образом, норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляет гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение.

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб), заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 380-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беликова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 4, пунктом 1 статьи 19, абзацем третьим пункта 1 статьи 20, пунктами 2 и 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьей 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"», обращено внимание, что норма пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, не нарушает какие-либо права граждан. Напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, она наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии. Гражданин, считающий, что у него возникло право на назначение трудовой пенсии, обращается с письменным заявлением в органы социального обеспечения, где сотрудники обязаны данное заявление принять, независимо от того, имеется ли у гражданина реальное право на получение пенсии и вынести соответствующее решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Батуева Л.И. 16 декабря 2004 года, 22 декабря 2004 года, а также в ноябре и декабре 2004 года с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости в пенсионный орган г.Магадана не обращалась. Обратилась с заявлением о назначении пенсии только в 25 октября 2005 года.

Следовательно, не имеется оснований к удовлетворению требований о возложении на ответчика обязанности произвести назначение Батуевой Л.И. трудовой пенсии по старости с 22 декабря 2004 года.

По имеющимся сведениям Батуева Любовь Ивановна, *** года рождения, на момент обращения за назначением пенсии в 2003 году, ей исполнилось 52 года, 15 летний стаж работы в районах Крайнего Севера отсутствовал. Стаж работы 7 лет и 6 мес. в районах Крайнего Севера истец также не имела, соответственно не могла претендовать на назначение ей пенсии ранее 55 лет с учетом положений ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные факты истец не отрицала и не оспаривала.

При таких обстоятельствах ответчик обоснованно отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в 2003 году.

Требования истца о признании недействительным протокола от 10 сентября 2003 года об отказе в назначении пенсии в части указания о наступлении права на назначение пенсии при достижении возраста 55 лет, то есть с ***, признании неверным указание о стаже работы в районах Крайнего Севера 5 лет 0 месяцев 29 дней, суд также считает не подлежащими удовлетворению. Положения части 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают право гражданина оспорить в судебном порядке решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии. Возможность признавать недействительным протокол в части либо в полном объеме, и неверной фразы, содержащейся в протоколе, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

         Из содержания вкладыша в протокол ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области от 10 сентября 2003 года видно, что отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчиком фактически излагается дополнительная информация. Так указано, что на основании ст.7 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ у Батуевой Л.И. право наступит при достижении возраста 55 лет. Выше по тексту указано, что документально подтверждено: страховой стаж 24 года 11 мес. 13 дней, стаж работы в РКС -05 лет 0 мес. 29 дн. Фактически истец не согласна с данными фразами, однако правового значения содержание предложений не имеет.

        Истец с заявлением о разъяснении ей когда именно у нее наступит право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не обращалась, и соответствующие разъяснения ей ответчиком не давались. Отказ в назначении пенсии не имел своей целью разрешить вопрос о том, когда в действительности у Батуевой Л.И. может наступить право на назначение трудовой пенсии по старости и дать ей какие-либо разъяснения по данному вопросу. Каким образом истец использовала содержание текста вкладыша к протоколу, не может быть поставлено в вину пенсионному органу.

        Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, следовательно, указание об этом во вкладыше к протоколу соответствует закону и не может нарушать права истца. Из материалов пенсионного дела Батуевой Л.И. 2003 года видно, что вывод о стаже работы в районах Крайнего Севера сделан по имеющимся документам, в том числе с учетом поступивших из Магаданского областного комитета государственной статистики сведений о том, что начиная с 1996 года ТОО «Бикэн» финансово-хозяйственной деятельности не осуществляло, а также с учетом сведений об отсутствии начислений и перечислении страховых взносов ТОО «Бикэн» в период с 1993 года по 1998 год.

       При таких обстоятельствах не имеется оснований к удовлетворению требований Батуевой Л.И. о признании недействительным протокола от 10 сентября 2003 года об отказе в назначении пенсии в части указания о наступлении права на назначение пенсии при достижении возраста 55 лет, то есть с ***, признании неверным указание о стаже работы в районах Крайнего Севера 5 лет 0 месяцев 29 дней.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

       Батуевой Любовь Ивановне в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании недействительным протокола от 10 сентября 2003 года об отказе в назначении пенсии в части указания о наступлении права на назначение пенсии при достижении возраста 55 лет, то есть с ***, признании неверным указание о стаже работы в районах Крайнего Севера 5 лет 0 месяцев 29 дней, возложении обязанности произвести назначение пенсии с 22 декабря 2004 года, - отказать.

       Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

       Установить день изготовления мотивированного решения - 27 февраля 2011 года.

         Судья                                                                                  С.Л. Мирошниченко

***

***