Дело № 2-1555/11 03 мая 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ в составе председательствующего судьи Неказаченко Н.П., при секретаре Кириченко В.В., с участием помощника прокурора Паскова А.В., в отсутствии ответчика индивидуального предпринимателя Абласамовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 03 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Магадана в защиту интересов государства и неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абласамовой Наталье Валентиновне о проведении аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Абласамовой Наталье Валентиновне о проведении аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию, в обоснование заявленных требований указав следующее. В ходе проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Абласамовой Н.В. трудового законодательства, проведенной прокуратурой города Магадана, выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии № запись об индивидуальном предпринимателе Абласамовой Н.В. 16 июня 2008 года внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН № В соответствии со свидетельством Федеральной налоговой службы серии № Абласамова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области с присвоением ИНН № Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Абласамовой Н.В. согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № от ДД.ММ.ГГГГ. является деятельность ресторанов и кафе. Из объяснений Абласамовой Н.В. следует, что свою деятельность она осуществляет в столовой «<данные изъяты>». Согласно штатному расписанию на 2011 год, утвержденному индивидуальным предпринимателем Абласамовой Н.В. 11.01.2011 г., в штате числится 6 штатных единиц. Из объяснений индивидуального предпринимателя Абласамовой Н.В. следует, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена. Полагает, что отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия. Помощник прокурора Пасков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Ответчик в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания судом извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения помощника прокурора Паскова А.В., суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле материалам. Исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований. Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, предъявил требования к ответчику в защиту неопределенного круга лиц, под которым понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В силу пунктов 1, 2, 4, 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; - подготовки статистической отчетности об условиях труда; - последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); - расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; - обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; - рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; - рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; - включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; - обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; - проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений (далее - измерения) при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами (пункт 15 Порядка). В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда производится государственная экспертиза в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Как установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ДД.ММ.ГГГГ, Абламасова Н.В. зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя № Согласно выписки и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ №, Абламасова Н.В. имеет статус действующего предпринимателя, и в соответствии с разделом «сведения о видах экономической деятельности», осуществляет основной вид деятельности ресторанов и кафе (код ОКВЭД 55.30), и дополнительный вид деятельности (код ОКВЭД 52.1) - деятельность столовых при предприятиях и учреждениях. В ходе проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Абласамовой Н.В. трудового законодательства, проведенной прокуратурой города Магадана, выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, как следует из объяснений Абласамовой Н.В., свою деятельность она осуществляет в столовой «<данные изъяты>». Согласно штатному расписанию на 2011 год, утвержденному индивидуальным предпринимателем Абласамовой Н.В. 11.01.2011 г., в штате числится 6 штатных единиц. При этом, проверкой прокуратуры г. Магадана установлено, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена. Доказательств, опровергающих доводы прокурора г. Магадана, ответчиком суду не представлено, и самостоятельно судом не добыто. Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по обеспечению прав работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Магадана являются законными и обоснованными, соответственно, подлежат удовлетворению в полном объеме. Кроме того, в соответствии с правилами, установленными статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно правилам исчисления государственной пошлины, установленным пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 200 руб. 00 коп. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Магадана в защиту интересов государства и неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абласамовой Наталье Валентиновне о проведении аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию - удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Абласамову Наталью Валентиновну провести аттестацию рабочих мест в количестве 6 единиц, согласно штатному расписанию на 2011 год, утвержденному 11 января 2011 г. и действующего на момент вынесения судебного решения, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с индивидуального предпринимателя Абласамовой Натальи Валентиновны в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 200 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения. Установить срок изготовления мотивированного решения - 07 мая 2011 года. Судья Н.П. Неказаченко Верно: Судья Магаданского городского суда Н.П. Неказаченко