Дело № 2-1427/11 по иску прокурора Хасынского района к ОГУП `Магаданфармация`



Дело № 2-1427/11                                                                        25 апреля 2011 года         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                Мирошниченко С.Л.                                                         

при секретаре                                                                                       Созиной Ж.В.           

в присутствии прокурора Прыкина Я.Н.

представителя ответчика - Бессчётновой М.А., действующей на основании доверенности ***4 от26 июля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 25 апреля 2011 года делопо иску прокурора Хасынского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному унитарному предприятию «Магаданфармация» о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

        В Магаданский городской суд обратился и.о. прокурора Хасынского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному унитарному предприятию «Магаданфармация» о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения.

        В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Хасынского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов Хасынским филиалом областного государственного унитарного предприятия «Магаданфармация», осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами в аптеке, расположенной по адресу: пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, *** В ходе проверки установлено, что ответчиком условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание аптеки, не созданы. В соответствии с ч. ч.1, 5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворении минимальных потребностей инвалидов.

      Во исполнение вышеуказанных требований закона разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание аптеки расположенной по вышеуказанному адресу, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

         В исковом заявлении истец просил обязать областное государственное унитарное предприятие «Магаданфармация», осуществляющее розничную торговлю лекарственными средствами в аптеке, расположенной по адресу: пос. Палатка Хасынского района Магаданской области ***, обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, путем сооружения пандуса при входе в помещение аптеки и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

        В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, доводы изложенные в исковом заявлении.

       Представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что в связи с материальными затруднениями исполнение требований прокурора не возможно. Просила учесть, что инвалидов обслуживают работники социальной защиты населения. При невозможности обслуживания работниками социальной сферы, сотрудники аптеки обслуживают данную группу населения на дому.

        Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Следовательно, прокурор вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, с целью защиты их законных прав и интересов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Кроме того, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, застройщики, лица занимающиеся реконструкцией зданий и сооружений, собственники объектов социальной инфраструктуры должны руководствоваться следующими техническими документами, в которых содержатся требования об оборудовании зданий, строений и сооружений специальными средствами и приспособлениями для инвалидов: Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (принят Постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 года № 73); СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утверждены Постановлением Госстройя РФ от 16 июля 2001 года № 73). Указанные акты принятия в целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм и дефектами), приведшие к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно п. п. 3.13, 3.14 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для данной категории граждан, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технический требований к опорным стационарным устройствам.

Постановлением администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области" предусмотрено, что при планировке и застройке городского округа и поселений Магаданской области необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99 (п.10.1).

Согласно п.10.3 Постановления, к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся в том числе: объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 10.4 Положения).

Пункт 10.9 Положения, указывает, что объекты социальной инфраструктуры должны также оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, а также пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Как видно из Устава областного государственного унитарного предприятия «Магаданфармация» предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность, включающую в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также занимается изготовлением лекарственных средств.

Письмом № 137 от 28 марта 2011 года ОГУП «Магаданфармация» сообщила, что аптека, расположенная по адресу: Хасынский район, п.Палатка, *** не оборудована пандусами и поручнями на входе и внутри помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Из пояснений представителей сторон в судебном заседании следует, что перед входом в аптеку имеются ступени, подъем по данным ступеням не оборудован поручными и пандусом, что существенно затрудняет жителям п. Палатка с ограниченными возможностями, а также инвалидам доступ в помещение аптеки.

К объектам социальной инфраструктуры, в том числе отнесены аптеки и аптечные киоски, магазины, поликлиники, диспансеры, и др. В соответствии с вышеуказанными законодательным, нормативными правовыми актами, ответчик обязан обеспечить для маломобильных групп населения доступность посещения ими аптеки.

В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Которое заключается, как правило, в возвращении субъектов правоотношения в первоначальное положение, существовавшее до нарушения, а также в возложении на нарушителя обязанности прекратить неправомерные действия либо выполнить установленную законом обязанность.

       Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и.о. прокурора Хасынского района о возложении на областное государственное унитарное предприятие «Магаданфармация» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенной по адресу: пос. Палатка Хасынский район Магаданской области ***, путем сооружения пандуса при входе в помещение аптеки и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

       Учитывая социальную значимость действий, которые суд обязал исполнить ответчика, срок для выполнения обязанности установленной законом и нормативными правовыми актами 4 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения суд считает разумным. Обстоятельств, которые бы объективно препятствовали исполнению решения суда в указанный срок, ответчик не назвал, соответствующие доказательства не представил.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

       Возложить на областное государственное унитарное предприятие «Магаданфармация» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенной по адресу: пос. Палатка Хасынский район Магаданской области ул. ***, путем сооружения пандуса при входе в помещение аптеки и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

      Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

       Установить день изготовления мотивированного решения - 29 апреля 2011 года.

            

               Судья                                                                          С.Л. Мирошниченко

***

***