Дело № 2-1318/11 12 апреля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в составе председательствующего судьи Андрюковой Т.А. при секретаре Дамдинжаповой О.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Доброхотовой Татьяны Николаевны и Аксенова Андрея Николаевича к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана о признании членами семьи Орловой Елены Леонтьевны как получателя жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.», установил: Доброхотова Т.Н. и Аксенов А.Н. обратились в суд с исковым заявлением, указывая в обосновании своих требований, что являются внучкой и зятем Орловой Елены Леонтьевны, которая является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Размеры субсидии на получения жилья определяются, в том числе, исходя, из количества членов семьи участника подпрограммы. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются лица, перечисленные в п. 17 Постановления правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153. Членами своей семьи, как указано выше, участник подпрограммы Орлова Е.Л. считает свою дочь ФИО..., внучку Доброхотову Татьяну Николаевну (дочь ФИО... от первого брака), и зятя Аксенова Андрея Николаевича. Однако, согласно п. 17 указанного выше Постановления правительства РФ внучка Доброхотова Татьяна Николаевна и зять Аксенов Андрей Николаевич, к членам семьи Орловой Е.Л. не относятся и могут быть признаны таковыми на основании решения суда. И только в этом случае их интересы будут учитываться при предоставлении жилищной субсидии. Все граждане, проживающие в <адрес> в г. Магадане, собственником которой является ФИО... (дочь Орловой Е.Л.), являются членами её семьи в силу родства. Ими ведется общее хозяйство, они имеют общий бюджет, каждый из работающих принимает участие в оплате коммунальных платежей, приобретении продуктов питания, предметов домашнего обихода, иных общих расходов. Истцы полагают, что вышеуказанное дает основание считать всех совместно проживающих с Орловой Е.Л. членами её семьи. Более того, намерение выехать в центральные районы страны имеют все члены семьи. В связи с изложенным, истцы просят признать членами семьи Орловой Е.Л. участника подпрограммы, внучку Доброхотову Татьяну Николаевну22ДД.ММ.ГГГГ и зятя Аксенова Андрея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истцы в судебном заседании уточнили надлежащего ответчика и просили считать им департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана, а также просили удовлетворить их заявление, пояснения истцов даны согласно исковому заявлению. Орлова Е.Л. также просила удовлетворить требования Доброхотовой Т.Н. и Аксенова А.Н., указав, что они являются членами её семьи, намерены выехать все вместе в ЦРС, а поскольку она является инвалидом по зрению, то без них она не сможет себя обслуживать. Представитель ответчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Статья 167 ГПК РФ предоставляет суду право рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Выслушав мнение истцов, пояснение третьего лица Орловой Е.Л., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. ст. 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 г. № 153, относящимся к иным правовым актам Российской Федерации, в пределах своих полномочий, утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила), установив в них порядок и условия выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; (п.17). Согласно пп. «з» п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Выдачу сертификатов осуществляют: в) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Как предусмотрено п. п.19, 21 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в организации, учреждения в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. Как видно из справки от ДД.ММ.ГГГГ № Орлова Е.Л. состоит на учете в Управлении по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в Центральных районах России согласно Федеральному закону Российской Федерации «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно постановлению мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в списках ДД.ММ.ГГГГ по категории «инвалиды» под номером №. Дата подачи первоначального заявления, ДД.ММ.ГГГГ № В судебном заседании доказан факт постоянного проживания Доброхотовой Т.Н. и Аксенова А.Н. с участником подпрограммы Орловой Е.Л. Так было установлено, что истцы проживают совместно с Орловой Е.Л., они все являются членами одной семьи, ведут совместное хозяйство, сообща распоряжаются денежными средствами членов семьи. Праздники они отмечают совместно, в отпуск выезжают также совместно, отношения между ними сложились хорошие. В связи с тяжелой болезнью Орловой Е.Л. которая является инвалидом 1 группы по зрению и нуждается в постоянной посторонней помощи, внучка зять и дочь осуществляют за ней уход. Факт совместного проживания подтверждается справкой МУ «Горжилсервис» от 28 января 2011 года о регистрации истцов по месту жительства в <адрес> в г.Магадане. О наличии родственных отношений указывают представленные суду свидетельства о рождении Доброхотовой Т.Н. и о заключении брака между Аксеновым А.Н. и ФИО... (дочерью Орловой Е.Л. ). На основании Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 539-ОЗ « О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органам местного самоуправления переданы следующие государственные полномочия: 1) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - социальных выплат для приобретения жилья (далее - жилищная субсидия); 2) прием от граждан документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, пунктами 19 и 44 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), а также их проверка; 3) направление гражданам уведомлений о постановке или отказе в постановке на учет в порядке, установленном администрацией Магаданской области; 4) хранение и выдача государственных жилищных сертификатов (далее - сертификатов), а также ведение реестров выданных сертификатов в порядке, установленном администрацией Магаданской области; 5) прием от владельцев сертификатов заявлений об их замене; 6) оформление обязательств о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 к Правилам и заключение с гражданами соглашений о расторжении договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений или договоров мены принадлежащих им жилых помещений на сертификаты; 7) информирование граждан о кредитных организациях, участвующих в реализации Федерального закона. Таким образом, надлежащим ответчиком в данном споре является учреждение органа местного самоуправления, в полномочия которого входит регистрация и учет граждан, претендующих на получении жилищной субсидии, а также учреждение оспаривающее факт принадлежности Аксенова А.Н. и Доброхотовой Т.Н. к членам семьи получателя жилищной субсидии - Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Доброхотова Т.Н. и Аксенов А.Н. является членом семьи Орловой Е.Л. получателя жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Доброхотовой Татьяны Николаевны и Аксенова Андрея Николаевича к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана о признании членами семьи Орловой Елены Леонтьевны как получателя жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.» - удовлетворить. Признать Доброхотову Татьяну Николаевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> и Аксенова Андрея Николаевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, членами семьи Орловой Елены Леонтьевны - как получателя жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения 18 апреля 2011 года. Судья Андрюкова Т.А.