№ 2-1922/11 по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО `Магаданская Рыбная Компания`



Дело № 2-1922/11                                                                    25 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                                     Андрюковой Т. А.,

при секретаре                                                                                 Дамдинжаповой О. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане дело по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания», выразившееся в непредставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения г. Магадана» в январе - марте 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями. В обосновании заявленных требований указал, что по данным Управления государственной службы занятости населения администрации Магаданской области работодатель общества с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания» не предоставило сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости в 2011 году, а именно в январе - марте 2011 года. Считает, что данное бездействие ответчика является незаконным, нарушает требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, а также пункт 2.1 Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 07 июня 2002 года № 119.

Определением суда от 05 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное учреждение «Центр занятости населения г. Магадана».

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле поддержал требования, изложенные в просительной части искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался по адресам, указанным в исковом заявлении, а также в Едином государственном реестре юридических лиц.

Направленная ответчику в соответствии с частью 5 ст. 113 ГПК РФ по месту регистрации юридического лица (г. Магадан, ул. Зайцева, д. 1) судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела возвращено с указанием почтового работника «адресат по указанному адресу не значится».

Направленная ответчику телеграмма по месту регистрации генерального директора ООО «Магаданская Рыбная компания» (г. Москва, ул. Вавилова, д. 48, кв. 244) о времени и месте рассмотрения дела вручена супруге.

Как установлено ст. 118 ГПК РФ, судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает, или не находится.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу изложенного, при направлении судебной корреспонденции по месту, где гражданин фактически проживает, ненадлежащим извещение может быть признано только в том случае, если им будет доказано, что на момент рассмотрения дела и направления извещений он не мог получить корреспонденцию по уважительной причине.

Иное толкование допускает возможность злоупотребления участвующими в деле лицами своими процессуальными правами путем уклонения от получения судебной корреспонденции.

Поскольку соответствующих доказательств невозможности получения корреспонденции ООО «Магаданская Рыбная Компания» не представлено, а направленные судом извещения соответствуют требованиям ст. 113 ГПК РФ, суд полагает правомерным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

С учетом изложенного, принимая во внимание мнение прокурора, участвующего в деле, руководствуясь положением статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав мнение прокурора участвующего в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Предъявляя иск в интересах другого лица, прокурор действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Обосновывая свои исковые требования, прокурор приводит доводы о том, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере занятости. В данном случае прокурор обратился в защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества и персонификации не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурор обоснованно, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, предъявил требования к ответчику в защиту неопределенного круга лиц.

Статья 37 Конституция РФ гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу статьи 12, пунктов 1, 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Постановлением губернатора Магаданской области от 07 июня 2002 года № 119 в целях усиления социальной защиты населения от безработицы, повышения качества и расширения услуг работодателям в подборе необходимых работников, а также эффективного и рационального использования кадрового потенциала областиво исполнение статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», утвержден Порядок предоставления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Магаданской области (далее - Порядок).

Настоящий Порядок определяет основные принципы взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения в целях более эффективного содействия гражданам в трудоустройстве, повышения качества и расширения услуг работодателям в подборе необходимых работников.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения и обязаны, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, представлять в центры занятости населения своевременную и достоверную информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Согласно пункту 1.2 Порядка сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях работы, о приеме и увольнении работников, а также о наличии свободных рабочих мест не являются коммерческой тайной и представляются в центры занятости населения.

Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели, независимо от форм собственности, обязаны представлять в центр занятости населения ежемесячно не позднее 28 числа каждого месяца, а также по мере необходимости не позднее трех дней со дня появления вакансии, по типовой форме N 1-ТН, утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 30 января 1991 года N 17 (пункт 2.1).

Сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей должны подписываться руководителем предприятия, организации либо лицом, осуществляющим прием и увольнение работников предприятия.

По согласованию с центрами занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по прилагаемой форме могут быть переданы по телефону (телефонограммой или факсом) непосредственно специалисту по сбору вакансий, с обязательной регистрацией проведенной заявки.

Контроль за представлением информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодателями возлагается на центры занятости населения.

При выявлении факта непредставления (в том числе несвоевременного представления) работодателями информации об имеющихся вакансиях центры занятости населения составляют акт.

Копии актов по факту непредставления (в том числе несвоевременного представления) информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей направляются работодателю и в соответствующие органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Порядок также предусматривает ответственность работодателя за не представление в центры занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (пункт 4.1).

Как установлено судом, информация о наличии вакантных мест (должностей) в январе - марте 2011 года руководителем общества с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания» в уполномоченный орган занятости населения не предоставлялась, то есть установленная законом обязанность не исполнялась.

Каких-либо уважительных причин непредставления информации о наличии вакантных мест (должностей) в январе - марте 2011 года руководителем общества с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания» в центр занятости населения г. Магадана суду не представлено.

Анализ действующего в этой сфере законодательства свидетельствует о том, что необходимость предоставления названной выше информации связана не только с обеспечением гражданам свободы выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защитой от безработицы, бесплатным содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, но и с обеспечением их информацией о положении на рынке труда.

При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении в орган занятости населения информации о наличии вакантных мест (должностей) нельзя признать законным.

Суд полагает заявленное прокурором требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания» выразившееся в непредставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Магадана» в январе - марте 2011 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магаданская Рыбная Компания» предоставить в Областное государственное учреждение «Центр занятости населения г. Магадана» информацию о наличии вакантных мест (должностей) за январь - март 2011 года в течение 1(одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить дату изготовления мотивированного решения суда - 30 мая 2011 года.

Судья                                                                                      Т.А. Андрюкова