Дело № 2-1826/11 18 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Мирошниченко С.Л. при секретаре Беленковой О.В. в присутствии истца Молдавчук Е.Д., представителя истца Даричевой В.Н. представителя ответчика - Фроловой Е.В., действующей на основании доверенности от *** №, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Магадане 18 мая 2011 года гражданское дело по иску Молдавчук Евгении Дмитриевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магадане, Магаданской области о возложении обязанности предоставить талоны, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно, УСТАНОВИЛ: Молдавчук Евгения Дмитриевна обратилась в Магаданский городской суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магадане Магаданской области о возложении обязанности предоставить талоны, обеспечивающие проезд к месту отдыха до г. Брянска и обратно. В обоснование заявленных требований указала, что является неработающим, малоимущим пенсионером с 1989 года. На основании Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ей как пенсионеру проживающему в районах Крайнего Севера гарантировано возмещение затрат на проезд к месту использования отпуска. По оплате ответчика Молдавчук Е.Д. ездила дважды в 2007 г. и 2009 г. В судебном заседании истец просила требования удовлетворить в полном объеме, указала о неправомерном требовании Управления Пенсионного фонда РФ в г.Магадане приобрести путевку. Указала о том, что размер пенсии не позволяет ей приобрести путевку. Представитель ответчика просила в иске отказать, указала, что при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации истицей не представлены необходимые документы, подтверждающие цель поездки, не соблюдены положения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, не предоставлены сведения о наличии путевки. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, предусматривают, что компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г. Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно. Специальный талон (направление) гарантирует транспортной организации оплату территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации стоимости проездных документов, выдаваемых указанному в специальном талоне (направлении) лицу для следования в соответствующий пункт назначения и обратно. Таким образом, неработающий гражданин, являющийся получателем пенсии, проживающий в районах Крайнего Севера, имеет право, обратившись в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магадане, на компенсацию оплаты проезда к месту отдыха один раз в два года. Компенсация может быть произведена в виде предоставления проездных документов. Как следует из представленных суду документов, Молдавчук Евгения Дмитриевна с 1988 года, является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением №, по состоянию на 17 мая 2011 года в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, с 1989 года не работает. Согласно сведениям о регистрации, с 1990 года по настоящее время проживает в г.Магадане. По имеющимся данным правом на получение компенсации проезда в отпуск в последние два года не воспользовалась. Последний раз воспользовался своим правом на оплату проезда за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2009 года. Причиной к отказу в предоставлении компенсации виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, послужило не предоставление Молдавчук Е.Д. документов, являющихся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где будут предоставлять услуги по организации отдыха. В судебном заседании истец указала, что просит предоставить возможность проезда к самостоятельно организованному месту отдыха в г.Брянске, будет отдыхать у родственников. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 февраля 2006 года № 38-О «По запросу Думы Таймыр (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений п. 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно его преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Вместе с тем, по смыслу названной статьи, решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха. Таким образом, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176), не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. При данных обстоятельствах, законных оснований для отказа в удовлетворении просьбы Молдавчук Е.Д. не имелось. Исковое заявление основано на положениях закона, требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Двухгодичный период подлежит исчислению с 01 января 2010 года. Период, за который компенсация подлежит предоставлению - с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 200 рублей как при подаче иска неимущественного характера для организаций. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ : Исковые требования Молдавчук Евгении Дмитриевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о предоставлении специальных талонов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, удовлетворить. Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане обязанность выдать Молдавчук Евгении Дмитриевне специальные талоны, обеспечивающие проезд к месту проведения отдыха - в город Брянск - и обратно. Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 20 мая 2011 года. Судья С.Л. Мирошниченко *** ***