№ 2-1054/11 по иску прокурора г. Магадана к ГУЗ `Магаданский областной психоневрологический диспансер`



Дело № 2-1054/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

07 апреля 2011 г.                                                                           город Магадан

В составе председательствующего судьи                                                 О.Б. Ефремова

при секретаре                                                                                               М.С. Стукаловой,

с участием старшего помощника прокурора г. Магадана Розенберг Н.Л.,

представителей ответчика ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» Голубчик Игоря Георгиевича, Усик Любови Лукьяновны, представителя департамента финансов администрации Магаданской области Ененко Оксаны Гивиевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя департамента здравоохранения администрации Магаданской области Овчинниковой Валентины Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании 07 апреля 2011 года в г. Магадане гражданское дело по иску прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц о возложении на ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Магадана обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что в нарушение требований действующего трудового законодательства Российской Федерации до настоящего времени аттестация рабочих мест в ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер». В ходе проверки соблюдения администрацией трудового законодательства прокуратурой города Магадана было установлено, что ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» действует на основании Устава, утвержденного приказом начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области № 459 от 21.11.2008 г. Основным видом деятельности Учреждения в соответствии с разделом 3 Устава является оказание специализированной медицинской психиатрической помощи неселению Магаданской области. На основании распоряжения губернатора Магаданской области от 11.02.2005 № 75-р главным врачом ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» с 12.02.2005 назначен Голубчик И.Г.

Также указывает, что отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города.

Поскольку аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, то в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

Полагает, что в нарушение статьи 2 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Трудового кодекса РФ в ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда, а отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства.

В судебном заседании прокурор г. Магадана уточнил исковые требования, просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчика в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились. Считают, что исковое заявление подано прокурором г. Магадана в защиту определенного круга лиц - работников ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер». ***** Считают также, что действия по аттестации рабочих мест имеют непосредственную связь только с работниками предприятия и осуществляются в рамках трудовых отношений.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из представленных документов ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» действует на основании Устава, утвержденного приказом начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 21.11.2008 г. № 459, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В силу п. 2 указанного выше Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда и пр.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность (п. 15 названного Порядка).

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

При этом, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства. Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Судом установлено и не оспаривается представителями ответчика, что до настоящего времени аттестация рабочих мест с последующей сертификацией на предприятии не проведена.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по обеспечению прав работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая, что выполнение указанных мероприятий по аттестации рабочих мест затрагивает права работников предприятия, суд приходит к выводу о том, что срок выполнения аттестации, определенный прокурором г. Магадана в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц о возложении на ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать ГУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить дату изготовления мотивированного решения - 12 апреля 2011 года.

Судья                                                                                                      О.Б. Ефремов