Дело № 2-1580/11 по иску Вишневской Н.О. к ГУ-УПФРФ в г. Магадане



Дело № 2-1580/11                                                                             17 мая 2011 года                                                                                      

     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                   Мирошниченко С.Л.,

при секретаре                                  Беленковой О.В.

в присутствии истца Вишневской Н.О., представителя истца - адвокат Шпак Д.Н., действующей на основании ордера от ***,

при участии представителя ответчика Кушнир А.В., действующего на основании доверенности от *** ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 17 мая 2011 года, гражданское дело по иску Вишневской Натальи Олеговны к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании незаконным решения в части определения коэффицента в размере 1,2, возложении обязанности установить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения,

У С Т А Н О В И Л:

       Вишневская Наталья Олеговна обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании незаконным решения в части определения коэффицента в размере 1,2, возложении обязанности установить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения.

       В обоснование заявленных требований истец указала, что 24 февраля 2010 года истцу назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 11 493 руб. 02 коп. При назначении пенсии ответчиком был применен коэффициент заработной платы в размере 1,2. Считает, что решение ответчика в части применения коэффициента 1,2 не соответствует закону по следующим основаниям. *** истец родилась в *** Магаданской области. В г.Сусумане родились дети: дочь Ю., *** года рождения, и сын В., *** года рождения. С 01 ноября 1983 года истец начала свою трудовую деятельность в Аптечном управлении Магаданского облисполкома в г.Сусумане. Семья истца проживала в г.Сусумане, а в последующем в конце декабря 2001 года переехала на постоянное место жительства в г.Магадан. 22 ноября 2002 года Вишневская Т.О. приобрела в собственность двухкомнатную квартиру *** в г.Магадане. С 01 декабря 2002 года истец работает провизором-аналитиком в ГУЗ «Магаданский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств». Таким образом, с рождения и до настоящего времени истец постоянно проживает и работает в Магаданской области, в г.Сусумане и в г.Магадане. В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере от 1,5 до 1,8 для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера. Для граждан, проживающих в Магаданской области, это отношение не может превышать 1,7. Следовательно, неправомерны действия ответчика по применению при назначении пенсии коэффициента в размере 1,2. Применение указанного коэффициента привело к уменьшению размера пенсии примерно на 30-35 %. Принимая во внимание изложенное, просила: признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Магадане о назначении трудовой пенсии по старости Вишневской Наталье Олеговне в части определения коэффициента заработной платы с 24 февраля 2010 года в размере 1,2 - незаконным; обязать ответчика применить при исчислении размера пенсии Вишневской Натальи Олеговны повышенное отношение среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7 с 24 февраля 2010 года с производством расчета пенсии; взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Магадане невыплаченную пенсию в связи с применением коэффициента по заработной плате в размере 1,7 за период с 24 февраля 2010 года на дату вынесения судебного решения.

         В период нахождения дела в производстве суда, истец уточнила заявленные требования в части.

         В судебном заседании истец просила обязать ответчика производить выплату пенсии с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, а также возложить на ответчика обязанность произвести с 24 февраля 2010 года перерасчет пенсии с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,7.

        Представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать. Обратил внимание суда, что решение о назначении истцу трудовой пенсии по старости в установленном размере с применением отношения ЗР/ЗП в размере 1,2 принято на основании представленных истцом в пенсионный орган документов. В соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на момент проведения оценки пенсионных прав, то есть на 01 января 2002 г. Поскольку, на указанную дату истец не имела регистрации по месту жительства (понятие которого дает Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ») в г.Магадане, Магаданской области, оснований для установления повышенного отношения в размере 1.7 для выплаты истцу пенсии у ответчика не имелось. Истцом при обращении за назначением и выплатой пенсии не были представлены необходимые документы, на основании которых Управление Пенсионного фонда в г. Магадане имело право принять решение о назначении вышеуказанного коэффициента. В связи с чем решение пенсионного органа являлось законным и обоснованным, и оснований для признания его несоответствующим закону не имеется.

          Выслушав мнение сторон, пояснения свидетелей: К., И., Г., П., Ш., исследовав представленные суду доказательства, обозрев пенсионное дело Вишневской Н.О., суд приходит к следующему.

          Как следует из материалов пенсионного дела, Вишневская Н.О. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Решением от 17 февраля 2010 года Вишневской Наталье Олеговне назначена трудовая пенсия по старости с 24 февраля 2010 года.

          Расчет размера страховой части трудовой пенсии по старости ответчиком произведен без учета повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, поскольку по состоянию на 01 января 2002 года истец не достигла возраста 55 лет и не подтвердила факт проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 01 января 2002 года. Из пенсионного дела, видно, что истцу назначена трудовая пенсия по старости с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2.

         В исковом заявлении истец просит признать незаконным решение ответчика от 17 февраля 2010 года о назначении Вишневской Наталье Олеговне трудовой пенсии по старости в части определения коэффициента в размере 1,2.

          В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст. 28 названного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате в Российской Федерации учитываются не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.

          Повышенное отношение заработков устанавливается для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, а также для лиц, независимо от места их жительства, -мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

          В силу п.9 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии.         

Как следует из п.п.6,7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

         Согласно п.п.12,13 данных Правил, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

         Таким образом, решение пенсионного органа может быть признано незаконным, в том случае если принятое решение противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации.

         Из пояснений сторон, материалов пенсионного дела следует, что при обращении Вишневской Н.О. с заявлением о назначении пенсии, ею не представлены документы, которые обязывали бы ответчика назначить ей пенсионное обеспечение с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7.

        Доказательств, свидетельствующих о регистрации истца по месту жительства в г. Магадане, Магаданской области, по состоянию на 01 января 2002 года, производимой в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и установленном Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, истцом не представлено. Из трудовой книжки истца также не следовало, что она работала в г.Магадане, либо в районах Крайнего Севера по состоянию на 01 января 2002 года.

        При таких обстоятельствах, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Магадане обоснованно приняло решение об исчислении размера пенсии Вишневской Н.О. с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,2.

        Учитывая изложенное, требования Вишневской Н.О. о признании незаконным решения от 17 февраля 2010 года о назначении Вишневской Наталье Олеговне трудовой пенсии по старости в части определения коэффициента в размере 1,2, удовлетворению не подлежат.

         Вместе с тем представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что при наличии у истца регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отношение среднемесячной заработной платы (ЗР/ЗП) истцу бесспорно было бы установлено 1,7.

Как видно из содержания ст.3 Закона Российской Федерации от 23 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Вместе с тем регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства относятся к сфере административно-властных отношений, участниками которых, а следовательно, и обладателями соответствующих прав и обязанностей, являются с одной стороны гражданин, а с другой - орган регистрационного учета или должностное лицо, ответственное за регистрацию.

        Как установлено судом, следует из трудовой книжки истец до 2001 года постоянно работала и проживала в г.Сусумане. В ноябре-декабре 2001 года приняла решение об изменении места жительства, уволилась с работы, и выехала с семьей из города Сусумана Магаданской области на постоянное место жительства в г.Магадан. По состоянию на 01 января 2002 года проживала в г.Магадане по адресу: *** своей подруги Г.. Факт постоянного проживания по состоянию на 01 января 2002 года в г.Магадане, а также избрание истцом в 2001 году местом своего жительства г.Магадан подтверждается показаниями свидетелей: К., И., Г., П., Ш. Показания свидетелей подтверждаются также иными доказательствами, фактом приобретения истцом квартиры в г.Магадане в 2002 году, устройством на работу, проживанием в г.Магадане родственников истца.

        Опрошенные в судебном заседании свидетели Ш. и П. подтвердили, что 01 января 2002 года отмечали Новый 2002 год в квартире Г. и видели, что Вишневская Н.О. проживала с сыном в ее квартире. В комнате истца стояли коробки с вещами.

Кроме того, свидетели также подтвердили, что в середине января 2002 года истец была вынуждена временно вылететь в г.Брянск для оформления наследства. После решения возникших проблем возвратилась в г.Магадан, 22 ноября 2002 года приобрела в собственность квартиру, где и проживает до настоящего времени. В декабре 2002 года устроилась на работу в ГУЗ «Магаданский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств».

        Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 01 января 2002 года постоянным местом жительства Вишневской Н.О. являлся г.Магадан.

         Следовательно, в судебном заседании установлен факт проживания истца в городе Магадане по состоянию на 01 января 2002 года, который дает ей право на определение размера трудовой пенсии по старости с 24 февраля 2010 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7.

        Учитывая изложенное, наличие доказательств проживания истицы в спорный период на территории г.Магадана, имеются все основания для удовлетворения требований Вишневской Н.О. о возложении на ответчика обязанности производить выплату пенсии с применением отношения 1,7, а также произвести перерасчет пенсии, применив отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

         В этой связи, на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане судом возлагается обязанность произвести перерасчет пенсии Вишневской Н.О. с 24 февраля 2010 года (с момента назначения пенсии), применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

         Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере, установленном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Вишневской Натальи Олеговны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании незаконным решения в части определения коэффицента в размере 1,2, возложении обязанности установить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения, - удовлетворить в части.

         Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области производить выплату пенсии Вишневской Наталье Олеговне в размере с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

         Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области произвести перерасчет пенсии Вишневской Натальи Олеговны с 24 февраля 2010 года, применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

         Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области в доход муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 200 рублей.

        Вишневской Наталье Олеговне в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о признании незаконным решения от 17 февраля 2010 года о назначении Вишневской Наталье Олеговне трудовой пенсии по старости в части определения коэффициента в размере 1,2, - отказать.

         Решение может быть обжаловано в Магаданский облсуд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

         Установить день изготовления мотивированного решения - 22 мая 2011 года.

        

       Судья                                                                                  С.Л. Мирошниченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>