№ 2-1974/11 по иску прокурора г. Магадана к МУП `Оптика` о понуждении обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручениями



Дело № 2-1974/11                                                                                             30 июня 2011 г.                                                                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи                                         Свиридовой С.А.

при секретаре                                                                                       Кожуховой Т.Ю.

при участии

прокурора                                                                                             Розенберг Н.Л.

представителя ответчика МУП г. Магадана «Оптика»                  Горбань Р.М.

                                                                       

представителя ответчика комитета по управлению

муниципальным имуществом мэрии г. Магадана       Малышевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 30 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Оптика» о понуждении к обязанности обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Оптика» о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Магадана                      20 апреля 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании деятельности, связанной с предоставлением медицинских услуг МУП г. Магадана «Оптика». Проверкой установлено, что МУП г. Магадана «Оптика» действует на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 04.04.2007 г. В соответствии с п. 5.1 Устава МУП г. Магадана «Оптика» целью деятельности предприятия является: розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники для населения. Предприятие осуществляет деятельность по реализации лекарственных средств в аптеке, расположенной по адресу: <адрес> Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.06.2009 г. серии МУП г. Магадана «Оптика» владеет помещением, расположенным по адресу: <адрес> на праве хозяйственного ведения. В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. № 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В нарушение технических требований вход в здание аптеки имеет 3 ступени высотой 15-20 см, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стандартным устройствам по ГОСТ Р 51261. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Уточнив исковые требования, просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие города Магадана «Оптика», Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки, в срок не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МУП г. Магадана «Оптика» в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, не возражала против удовлетворения иска.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана исковые требования в судебном заседании, ссылаясь на условия договора передачи имущества в оперативное управление, против заявленных требований возражала,

Выслушав мнения лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Согласно пункту 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статье 8 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Подпунктом «г» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. № 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. № 80, и обязательного для всех аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, установлено, что аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятым и введенным в действие с 01 сентября 2001 года постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 - в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5161.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20 апреля 2011 года прокуратурой г. Магадана проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании деятельности, связанной с предоставлением медицинских услуг МУП г. Магадана «Оптика». В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 5.1 Устава целью деятельности МУП г. Магадана «Оптика», действующим на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии от 04.04.2007 г. МУП г. Магадана «Оптика», является розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники для населения. Деятельность по реализации лекарственных средств предприятие осуществляет в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное нежилое помещение предано аптеке комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана по договору от 29 июня 1998 г. № 28 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенному на неопределенный срок (л.д.13-18). Право хозяйственного ведения МУП г. Магадана «Оптика» на нежилое помещение общей площадью 515 кв.м., расположенное на 1 этаже дома по <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.06.2009 г., что подтверждается свидетельством серии 49 АА № 059519 (л.д. 18). Согласно сообщению муниципального бюджетного учреждения «Служба технического контроля города Магадана» от 13.04.2011 г. № 310 на входе в аптеку МУП г. Магадана «Оптика» возможна установка наружных стационарных пандусов (л.д. 8).

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание МУП г. Магадана «Оптика» исковых требований, предъявленных прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, то суд принимает признание иска.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять признание иска представителем ответчика - МУП г. Магадана «Оптика» и удовлетворить исковые требования прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Оптика» об обязании обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки.

В части возложения вышеуказанной обязанности солидарно также на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана, суд приходит к выводу о том, что требования к данным соответчикам удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, по общему правилу собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии. В случаях, предусмотренных законом или договором, указанные расходы могут быть полностью или частично возложены на другое лицо.

Договором от 29 июня 1998 г. № 28 предусмотрено, что предприятие обязуется осуществлять за счет средств Предприятия (включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством) капитальный и полный текущий ремонты имущества (п.п. «б» п. 2.1 Договора). Пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания.

Учитывая, что проведение капитального ремонта имущества по договору относится к обязанностям предприятия, то обязанность по установлению пандуса не может быть возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана, как учредителя аптеки.

Также суд находит обоснованными и требования истца в части установления срока исполнения названным ответчиком обязанности по возможности входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки. Суд находит срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и достаточным для выполнения названных видов работ.

Кроме того, в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку требования прокурора, носящие неимущественный характер, подлежат удовлетворению за счет ответчика - МУП г. Магадана «Оптика», не освобождённого от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь частью 3 статьи 173, статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Магадана в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Оптике», Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана о возложении обязанности обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие города Магадана «Оптика» обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями и приведения в соответствие с требованиями законодательства порогов в дверном проеме на входе в помещение аптеки, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана - отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Магадана «Оптика» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения « 05» июля 2011 года.           

Судья                                                                                                Свиридова С.А.