дело № 2-683/11 по иску прокурора г. Магадана в интересах неопрделенного круга лиц к ОАО `Гормолзавод `Магаданский` о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов



     Дело № 2-683/11                                                              02 марта 2011 г РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                            Ворочевской О.В.,

при секретаре                                                            Юсаевой М.В.,

с участием прокурора                                                    Паскова А.В.,

в отсутствии ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 02 марта2011 г дело № 2-683/11по иску прокурора города Магадана в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Гормолзавод «Магаданский» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

установил:

Прокурор города Магадана обратился в интересах неопределенного круга лиц в Магаданский городской суд с исковым заявлением к ОАО «Гормолзавод «Магаданский» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. В обоснование требований указал, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, среднесписочная численность которого составляет человек, квота для приема на работу инвалидов не установлена. Поскольку в штатном расписании ответчика предусмотрены рабочие места, не связанные с деятельностью предприятия по осуществлению задач, предусмотренных уставом (уборщик служебного помещения, уборщик территории и пр.), то ответчиком нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленных Конституцией Российской Федерации. По этим основаниям просит суд удовлетворить исковые требования.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г №181-ФЗ, социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу положений статьи 24 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно уставу ОАО «Гормолзавод «Магаданский» основной целью деятельности общества является получение прибыли (п.3.1.) и в соответствии с пунктами 3.2, 3.3. устава для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, а именно:

  • производство продуктов питания;
  • производство молочной продукции;
  • торговая деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • инвестиционная деятельность;
  • посредническая деятельность (л.д.8).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой г.Магадана была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об установлении квот для трудоустройства инвалидов, в результате которой установлено, что в ОАО «Гормолзавод «Магаданский» на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Из писем «Гормолзавод «Магаданский» (л.д.21-22) следует, что по состоянию на 01 февраля 2011 г численность работников общества составляет человек, из них два работающих инвалида 2-ой группы. Учитывая наличие специальных требований к большинству     профессий и условия труда в ОАО «Гормолзавод «Магаданский»     (предприятие является зоной повышенной техногенной опасности, на территории которого расположены объекта повышенной опасности, а также аммиачно-холодильная установка) применение труда инвалидов крайне ограничено.

К доводам ответчика об ограниченной возможности трудоустройства людей, с ограниченными возможностями ввиду специфики производства, суд расценивает критически по следующим основаниям.

Как усматривается из штатного расписания ответчика по состоянию на 01 февраля 2011г. (л.д.27-29) у ответчика имеются должности, которые относятся к работам на опасных производственных объектах с вредными условиями труда, так и должности по обеспечению такой деятельности и не связанные с непосредственной работой на производственных объектах с вредными и опасными условиями труда (бухгалтер -1 единица, бухгалтер-расчетчик-1 единица, бухгалтер-кассир -1 единица; кладовщик - 3 единицы; кастелянша - 1 единица; уборщик территории - 1 единица). Доказательств, опровергающих данные обстоятельства ответчиком не было представлено, и судом таковых не добыто.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской     Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов был принят Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 г № 518-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 29 апреля 2010г. № 1273-ОЗ), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 г № 518-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 29.04.2010 № 1273-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

Между тем, ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части установления квот для трудоустройства инвалидов.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором г. Магадана не позднее одного месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания и в этой связи требования прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников подлежат удовлетворению.

Также с ответчика на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерацииподлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 4 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать открытое акционерное общество «Гормолзавод «Магаданский» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с открытого акционерного общества «Гормолзавод «Магаданский» в доход муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения 09 марта 2011 г.

            

Судья : подпись

Копия верна

Судья                                                                                       Ворочевская О.В.