Дело № 2-2449/11 11 июля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области в составе: председательствующего - судьи Сульженко П.М., при секретаре - Исмаиловой Н.Б., с участием: прокурора - Розенберг Н.Л., представителя ответчика - Лазаревой И.В., действовавшей на основании доверенности от 01 апреля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 11июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» (далее по тексту ООО «ЛЕКС») о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства ООО «ЛЕКС», проведенной прокуратурой г. Магадана, выявлены нарушения требований закона об охране труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, согласно штатному расписанию по состоянию на 01 апреля 2010 года, утвержденному генеральным директором ООО «ЛЕКС», в штате числится 28 штатных единиц. Проверкой установлено, что аттестация рабочих мест в Обществе до настоящего времени не проведена, в связи с чем работники лишены права на безопасные условия труда, соответствующие требованиям промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. Просит суд обязать ООО «ЛЕКС» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. Участвующий в деле прокурор Розенберг Н.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Лазарева И.В. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Магадана признала, суду сообщила, что требования прокурора ООО «ЛЕКС» считает обоснованными, необходимые меры к аттестации рабочих мест будут приняты, однако на момент рассмотрения дела (30 июня 2011 г.) в штатное расписание были внесены изменения, связанные с сокращением численности и штата работников. Эти изменения произошли в связи с непродлением Обществу лицензии на продажу алкогольных и спиртосодержащих напитков, что привело к нерентабельности работы нескольких торговых точек и, соответственно, их закрытию. В настоящее время в штате Общества состоит лишь 9 штатных единиц. Просила суд принять решение об удовлетворении требований прокурора с учетом этих изменений. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В силу пунктов 1, 2, 4, 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; - подготовки статистической отчетности об условиях труда; - последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); - расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; - обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; - рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; - рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; - включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; - обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; - проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений (далее - измерения) при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами (пункт 15 Порядка). Как установлено в судебном заседании, что также подтверждается имеющимися в деле доказательствами, ООО «ЛЕКС», в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии №, зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №. В соответствии с пунктом 2.4 Устава ООО «ЛЕКС», основным предметом деятельности Общества являются оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, продовольствием, ликероводочными и табачными изделиями, продуктами производственно-технического назначения; организация коммерческой и комиссионной торговли с открытием сети коммерческих магазинов (л.д.10-11). На момент рассмотрения настоящего дела в суде, ответчиком утверждено новее штатное расписание. Согласно штатному расписанию Общества по состоянию на 01 июля 2011 года, утвержденному генеральным директором Общества ФИО7 30 июня 2011 года, в штате Общества числиться 9 штатных единиц (л.д.36). Определением Магаданского городского суда о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству от 08 июня 2011 года, ответчику предложено представить суду доказательства, подтверждающие либо опровергающие доводы прокурора, изложенные в иске, между тем, доказательств, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест суду ответчиком не представлено, и самостоятельно судом не добыто. Отсутствие аттестации рабочих мест ответчиком в судебном заседании не оспаривается. Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по обеспечению прав работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Магадана являются законными и обоснованными, соответственно, подлежат удовлетворению в полном объеме. Поскольку в штатное расписание на момент рассмотрения дела внесены изменения, то суд признает подлежащими аттестации рабочие места согласно штатному расписанию по состоянию на 01 июля 2011 года, утвержденному 30 июня 2011 года. Кроме того, в соответствии с правилами, установленными статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно правилам исчисления государственной пошлины, установленным пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 4 000 руб. 00 коп. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест - удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» провести аттестацию рабочих мест в количестве 9 единиц согласно штатному расписанию, утвержденному 30 июня 2011 года генеральным директором Ковиной О.А., в срок до 15 июля 2012 года. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 200 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения. Установить срок изготовления мотивированного решения - 16 июля 2011 года. Судья П.М. Сульженко Дело № 2-2449/11 11 июля 2011 года РЕШЕНИЕ (РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области в составе: председательствующего - судьи Сульженко П.М., при секретаре - Исмаиловой Н.Б., с участием: прокурора - Розенберг Н.Л., представителя ответчика - Лазаревой И.В., действовавшей на основании доверенности от 01 апреля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 11июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию, Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Магадана в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест - удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» провести аттестацию рабочих мест в количестве 9 единиц согласно штатному расписанию, утвержденному 30 июня 2011 года генеральным директором Ковиной О.А., в срок до 15 июля 2012 года. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛЕКС» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 200 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения. Установить срок изготовления мотивированного решения - 16 июля 2011 года. Судья П.М. Сульженко