Гражданское дело № 2-2295/11 по иску и.о.прокурора г. Магадана к ООО `Электрум Плюс` о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов



Дело № 2-2295/11                                                                                         г. Магадан

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                          Неказаченко Н.П.,

при секретаре                 Кириченко В.В.,

с участием представителя истца

помощника прокурора г. Магадана                                                   Носикова Н.Н.,

представителя ответчика                                                                   Мартнынец Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 20 июня 2011 года гражданское дело по иску и.о. прокурора города Магадана к обществу с ограниченной ответственностью «Электрум Плюс» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников

          УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Электрум Плюс» об обязании определения количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. В обоснование требований указав, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства у ответчика, среднесписочная численность которого составляет 335 человек, квота для приема на работу инвалидов не установлена. В штатном расписании ответчика предусмотрены рабочие места, не связанные с деятельностью предприятия по осуществлению задач, предусмотренных Уставом (юрист, делопроизводитель и пр.)

       Таким образом, по мнению и.о. прокурора г. Магадана, ООО «Электрум Плюс» нарушается право на труд инвалидов, а также не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов, установленных Конституцией Российской Федерации

      Просит суд обязать ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступлению в законную сиу решения суда.

      Представитель истца Носиков Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.

       Представитель ответчика Мартынец Я.Р. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях иск, просил отказать                и.о. прокурора г. Магадана в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

       Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (далее по тексту Закон), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 3 вышеуказанного Закона определено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 Закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу положений статьи 24 Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Судом установлено, что согласно Уставу ООО «Электрум Плюс», основной целью деятельности Общества является получение прибыли (п.2.1.)

В соответствии с пунктом 2.2. Устава, основными видами деятельности Общества являются:

-добыча драгоценных металлов;

-иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в 2011 году, прокуратурой г.Магадана проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об установлении квот для трудоустройства инвалидов. В результате проверки установлено, что в ООО «Электрум Плюс» на момент проверки не соблюдаются гарантии трудовой занятости инвалидов.

Отсутствие квоты для трудоустройства инвалидов послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Из письма ООО «Электрум Плюс» от 06 мая 2011 года исх. следует, что по состоянию на 01 апреля 2011 года, среднесписочная численность работников предприятия составляет 335 человек. Ежемесячно, начиная с 15 ноября 2010 года, Общество информирует областное государственное учреждение «Центр занятости населения Тенькинского района» об отсутствии вакантных рабочих мест, на которых возможно было бы использовать труд инвалидов в связи со спецификой производства (горное производство с подземной добычей металла, осуществление работ в режиме занятости полного рабочего дня, вахтовым методом в <данные изъяты> км от г. Магадана, с доставкой автобусом до п. <данные изъяты>, а в район высокогорья- вахтовой машиной. Работы осуществляются с вредными и опасными для здоровья факторами) (л.д.7), в связи с чем, ответчик полагает, что исполняет требования закона надлежащим образом.

Кроме того, как усматривается и возражений ответчика, мероприятия, направленные на квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создания в пределах этой квоты минимального количества социальных рабочих мест, должно проводить ОАО «<данные изъяты> по следующим причинам. По договору подряда на разработку рудного месторождения «<данные изъяты>» от 01.01.2011 года, между ОАО «<данные изъяты>» (именуемого заказчиком) и ООО «Электрум Плюс» (именуемого подрядчиком), подрядчик выполняет на месторождении «<данные изъяты>» комплекс подземных и открытых горных работ на материальных, топливно-энергетических ресурсах и оборудовании заказчика. Такие договоры заключались между сторонами с 2005 года.Для исполнения названного договора ОАО «<данные изъяты>» передало ООО «Электрум Плюс» объекты основных средств, что подтверждается актом о приеме-передаче групп объектов основных средств от 30.06.2005года. Штатное расписание формирует ОАО «<данные изъяты>», а утверждается и вводится в действии ООО «Электрум Плюс». В отношении работников ООО «Электрум Плюс» действует режим вахтового метода. Начисление и выплата заработной платы работникам ООО «Электрум Плюс» осуществляет бухгалтерия ОАО «<данные изъяты>».

Ответчик также отмечает, что ОАО «<данные изъяты>» является собственником на право пользования недрами на золоторудном месторождении «<данные изъяты>».

Между тем, доводы ответчика об ограниченной возможности трудоустройства людей, с ограниченными возможностями ввиду специфики производства, суд относится критически по следующим основаниям.

Как усматривается из Устава общества, последнее является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, бланки и штампы, расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях; общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание; Общество может быть участником другого общества, иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, моет создавать свои филиалы и открывать представительства.

Основной целью общества является получение прибыли. Основными видами деятельности Общества, является добыча драгоценных металлов и иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Таким образом, ООО «Электрум плюс» является самостоятельным юридическим лицом.

Согласно штатного расписания ООО «Электрум Плюс» по состоянию на              01 января 2010 года, в структурном подразделении «Отдел кадров» имеются следующие должности: начальник отдела кадров -1 единица, инспектор по кадрам- 1 единица; в структурном подразделении «Прочий АУП» имеются должности: юрисконсульт -1 единица, делопроизводитель -1 единица, ведущий экономист по труду-1 единица, экономист -1 единица. В подразделении «Столовая» имеются должности: кухонный рабочий-2 единицы; буфетчик -1 единица; в подразделении «Гараж» имеется должность сторожа -4 единицы, истопник - 4 единицы и др.

Подобные должности имеются и на других участках, входящих в структуру Общества.

Таким образом, в ООО «Электрум Плюс» имеются должности как непосредственно связанные с добычей драгоценных металлов (которые относятся к работам на опасных производственных объектах с вредными условиями труда), так и должности по обеспечению такой деятельности, и не связанные с непосредственной работой на производственных объектах с вредными и опасными условиями труда. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, представителем ответчика не представлено, и судом таковых не добыто.

Кроме того, суд также не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что мероприятия, направленные на квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создания в пределах этой квоты минимального количества социальных рабочих мест, должно проводить ОАО «<данные изъяты>», поскольку ООО «Электрум Плюс» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке. Соответственно, Общество в правоотношениях с физическими и юридическими лицами самостоятельно отвечает по возникшим обязательствам.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что у ответчика имеются должности, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской     Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов принят Закон Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года (с последующими дополнениями и изменениями), устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов.

В силу статьи 1 Закона Магаданской области № 518-ОЗ от 28 декабря 2004 года, в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации.

Размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области.

В ходе судебного заседания представителем ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших реализации нормативных положений федерального и регионального законодательства в части установления квот для трудоустройства инвалидов.

С учетом того, что выполнение требований по определению количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный и.о.прокурора г. Магадана не позднее месяца со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт невыполнения требований по определению ответчиком количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов нашел своё подтверждение в ходе судебного заседания, и в этой связи, требования и.о.прокурора г. Магадана о возложении обязанности на ответчика определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с правилами, установленными статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно правилам исчисления государственной пошлины, установленным пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 4 000 руб. 00 коп.

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования и.о. прокурора города Магадана к обществу с ограниченной ответственностью «Электрум Плюс» о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников - удовлетворить.

         Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Электрум Плюс» обязанность по установлению квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Об исполнении настоящего решения в части установления квоты рабочих мест для инвалидов сообщить Магаданскому городскому суду.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Электрум Плюс» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить день изготовления мотивированного решения - 25 июня 2011 года.

          Судья                                                                                               Н.П. Неказаченко