Дело № 2-1954/11 16 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Неказаченко Н.П., при секретаре Кириченко В.В., с участием заявителя Кашапова Р.Р., представителя заинтересованного лица Мажариной С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 16 мая 2011года гражданское дело по заявлению Кашапова Руслана Равильевича о признании незаконным бездействия начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО11, выразившегося в не подписании и невыдаче удостоверения взамен утраченного, УСТАНОВИЛ: Кашапов Р.Р. обратился в Магаданский городской суд с требованиям о признании незаконным бездействия начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО10, выразившегося в не подписании и невыдаче удостоверения взамен утраченного, в обоснование заявленных требований указав, что он является адвокатом адвокатской палаты Магаданской области. 31 марта 2009 года Управлением Министерства юстиции России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу заявителю было выдано удостоверение адвоката № 18 января 2011 года вышеуказанное удостоверение им было утрачено. 28 января 2011года, Кашапов Р.Р. обратился к начальнику Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО12 с заявлением о выдаче ему удостоверения адвоката взамен утерянного. 07 февраля 2011 года к вышеуказанному заявлению заявитель приложил свою фотографию размером 3х4 см., в цветном варианте, без светлого угла, на матовой фотобумаге, оформив при этом такое заявление в соответствии с приложением №15 к «Административному регламенту исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений", утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ №20 от 5 февраля 2008 г. Однако до настоящего времени удостоверение адвоката взамен утраченного (утерянного) заявителю не выдано и не подписано должностным лицом в нарушение требований пунктов 300 и 307 указанного Административного регламента. Полагает, что бездействие начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО13. нарушает требования ст.ст.4 и 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», является незаконным, и нарушает права заявителя на осуществление профессиональной деятельности адвоката. В частности, заявитель не может осуществлять свои профессиональные права и исполнять профессиональные обязанности адвоката. Так как адвокат участвует в производстве по любому делу (уголовному, административному, гражданскому) при предъявлении удостоверения адвоката. Просит суд признать незаконным бездействие начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО14, выразившееся в не подписании и невыдаче адвокату Кашапову Руслану Равильевичу удостоверения адвоката взамен утраченного. В судебном заседании Кашапов Р.Р. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Мажарина С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении таких заявлений, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий; В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия). Согласно п. 25 указанного выше Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Как усматривается из содержания заявления Кашапова Р.Р., им оспаривается бездействие начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО15 выразившееся в не подписании и невыдаче удостоверения взамен утраченного. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1313 (с последующими изменениями и дополнениями) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности (п. 5 Указа). В силу положений, установленных Приказом Минюста РФ от 21.05.2009 г. N 147 (с последующими дополнениями и изменениями) "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации"), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации (п. 1). В соответствии с пп. 7,8 Приказа, Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром юстиции Российской Федерации. Как установлено судом, на основании приказа Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, с должностным лицом заключен срочный служебный контракт с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, бездействие указанного должностного лица может быть обжаловано по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ. В силу пункта 8 Приказа Минюста РФ от 21.05.2009 г. N 147, начальник Управления организует работу Управления на плановой основе, осуществляет общее руководство его деятельностью с соблюдением принципа единоначалия; контролирует выполнение возложенных на Управление задач и несет персональную ответственность за их выполнение. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также указанным Положением. Подпункты 28 и 29 пункта 6 Приказа устанавливают полномочия Территориального управления Министерства юстиции РФ по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдачи адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующих удостоверений, а также документов, подтверждающих статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате). На основании пункта 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", приказом Минюста РФ от 05.02.2008 г. N 20 утвержден Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений (далее пот тексту Административный регламент). В соответствии с пунктами 288- 293 Административного регламента, исполнение государственной функции по выдаче адвокату нового удостоверения взамен утраченного или испорченного включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация представленных в территориальный орган заявления адвоката о выдаче нового удостоверения взамен утраченного или испорченного и прилагаемых к нему документов; изучение документов, необходимых для выдачи адвокату нового удостоверения взамен утраченного или испорченного удостоверения, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым Административным регламентом; издание распоряжения территориального органа о выдаче нового удостоверения взамен утраченного или испорченного; выдача адвокату удостоверения; отказ в выдаче адвокату нового удостоверения взамен утраченного или испорченного. Для выдачи нового удостоверения взамен утраченного или испорченного в территориальный орган адвокатом представляется: заявление о выдаче нового удостоверения взамен утраченного или испорченного; копия документа, подтверждающего обращение адвоката по факту утраты удостоверения в правоохранительные органы (в случае утраты удостоверения в результате противоправных действий третьих лиц); удостоверение (в случае его порчи); фотография адвоката (п. 289). Фотография адвоката должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 62 Административного регламента (п. 293). Так, административным регламентом установлено, что фотография размером 3 x 4 см представляется в цветном или черно-белом варианте, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге (бюст, анфас, без головного убора). Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Как установлено судом, что также подтверждается материалами гражданского дела, 28 января 2011 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее по тексту Управление) поступило заявление адвоката адвокатской палаты Магаданской области Кашапова Р.Р. с просьбой выдать новое удостоверение адвоката в связи с утратой ранее выданного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, которое им было утрачено из кармана верхней одежды во время экскурсии по городу Магадану. В соответствии с положениями пункта 289 Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.02.2008 г. № 20, для выдачи нового удостоверения взамен утраченного в территориальный орган юстиции адвокат предоставил: заявление о выдаче нового удостоверения взамен утраченного, фотографию адвоката размером 4х5. Как указано судом выше, Административным регламентом установлено, что для выдачи нового удостоверения взамен утраченного или испорченного в территориальный орган адвокатом представляется фотография размером 3x4 см в цветном или черно-белом варианте, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге (бюст, анфас, без головного убора). Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Материалами дела подтверждено, что Управление Министерства юстиции РФ по Магаданской области и ЧАО неоднократно направляло в адрес адвоката Кашапова Р.Р., а также в адрес Президента адвокатской палаты ФИО17 письма о необходимости предоставления адвокатом Кашаповым Р.Р. для выдачи нового удостоверения взамен утраченного или испорченного фотографии установленного размера (№ от 08.02.2011 г., № от 21.02.2011 г., исх. № № от 18.02.2011 г.). Между тем, в судебном заседании установлено, что также не оспаривается заявителем, что при обращении в отдел по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, на разъяснения главного специалиста-эксперта адвокату Кашапову Р.Р., что предоставленная им фотография размером 4х5 для выдачи удостоверения не соответствует требованиям, установленным пунктом 63, 293 Административного регламента, в связи с чем, выдать удостоверение адвоката не представляется возможным, заявитель отказался предоставлять фотографию установленной формы. При этом, адвокат Кашапов Р.Р. взял со стола специалиста ножницы с фотографией, размером 4х5 см, и вырезал фотографию, размером 3х4. Между тем, суд не может согласиться с доводами заявителя, полагавшего, что путем обрезания фотографии 4х5 см до 3х4 см он исполнил требования Административного регламента. В судебном заседании заявителем суду не представлено каких-либо объективных доказательств невозможности исполнения установленных требований, а судом самостоятельно таких доказательств при рассмотрении дела не добыто. Суд не усматривает со стороны Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и ЧАО, и его руководителя ФИО18 бездействия. Наоборот, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждено, что Управление неоднократно обращало внимание как самого заявителя, так и Президента адвокатской палаты Магаданской области на необходимость представления адвокатом Кашаповым Р.Р. полного пакета документов для выдачи нового удостоверения взамен утраченного, в частности, фотографии, размером 3x4 см. Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, судом установлено, что должностное лицо - руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и ЧАО ФИО19 при разрешении вопроса о выдаче адвокату Кашапову Р.Р. нового удостоверения взамен утраченного, действовал в рамках возложенных на него полномочий, с соблюдением порядка принятия решения и положений действующего законодательства. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Бездействия со стороны заинтересованного лица, нарушавшего права и законные интересы заявителя, судом не установлено. При таких обстоятельствах, исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Кашапова Руслана Равильевича о признании незаконным бездействия начальника Управления Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО20, выразившегося в не подписании и невыдаче удостоверения взамен утраченного - отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу. Установить день изготовления мотивированного решения - 21 мая 2011 года. Судья Н.П. Неказаченко