№2-2398/11 по иску прокурора г.Магадана к ООО `Социальное жилье` о возложении обязанности произвести ремонтные работы в жилищном фонде



Дело № 2- 2398/2011                                                                                    06 июля 2011 года         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                     Свиридовой С.А.                                                         

при секретаре                                                                                  Кожуховой Т.Ю.

с участием помощника прокурора г. Магадана                         Сидорова Е.Л.

представителя ответчика ООО «Социальное жилье»          Прилипко Е.В.

представителя ОГПН по г. Магадану           Жигулин С.В.

представителя Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области                                                         Гундорина В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 06 июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Социальное жилье» о возложении обязанностей произвести ремонтные работы в жилищном фонде,

     УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Социальное жилье» с требованиями о возложении обязанностей произвести ремонтные работы, выполнить требования противопожарной безопасности в жилищном фонде.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой г.Магадана совместно с Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области, ОГПН по г. Магадану, Департаментом ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана проведена проверка соблюдения требований жилищного, санитарного эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере пожарной безопасности в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>

В исковом заявлении прокурор г. Магадана указал, что согласно Уставу ООО «Социальное жилье», п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, а также договорам, заключенным 19.01.2010 г. между Департаментом ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана и ООО «Социальное жилье», управление вышеуказанными многоквартирными жилыми домами осуществляет ООО «Социальное жилье». Соответственно управляющая организация обязана проводить осмотры общего имущества многоквартирного дома, предоставлять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем работ и услуг, указанных в приложении № 2 к настоящему договору самостоятельно либо с привлечением других лиц.

Просил возложить на управляющую компанию ООО «Социальное жилье» выполнить произвести ремонтные работы, выполнить требования противопожарной безопасности в жилищном фонде.

Решением Магаданского городского суда от 24 марта 2011 года было постановлено решение, которым требования прокурора к ответчику удовлетворены.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 24 мая 2011 года решение Магаданского городского суда от 24 марта 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При повторном рассмотрении дела прокурор г. Магадана уточнил исковые требования и просил обязать управляющую компанию ООО «Социальное жилье» выполнить следующие работы в доме <адрес>

  1. В соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить возможность свободного
    открывания запоров изнутри без ключа эвакуационного выхода - выходов из общих
    коридоров второго и третьего этажа на лестничную клетку левого крыла.
  2. В соответствии с требованиями п. 3.2.11. Правил и норм эксплуатации
    жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от
    27.09.2003, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери
    приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках левого и правого
    крыла второго, третьего этажей здания.
  3. В соответствии с требованиями п. 4.7.2. Правил и норм эксплуатации
    жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от
    27.09.2003, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери уплотнениями в притворах на лестничных клетках левого и правого крыла второго, третьего этажей здания.

4. Провести мероприятия по дезинсекции на потолке и стенах на
поверхностях труб в подвальном помещении здания.

5. Обеспечить местное искусственное освещение в помещениях подвала.

II. Обязать управляющую компанию ООО «Социальное жилье» выполнить следующие работы в доме <адрес>

1. Провести замену соединений жил электропроводов на границе эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре третьего этажа, электрощитке общего коридора третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, электрощитке общего коридора четвертого этажа, общем коридоре этажа левого крыла здания; общем коридоре второго этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, лестничной площадке четвертого этажа, лестничной площадке пятого этажа, электрощитке лестничной площадки пятого этажа правового крыла здания. Указанные соединения выполнить в соединительных коробках.

  1. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 восстановить двери лестничных клеток,
    с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях
    эвакуации в местах общего пользования: на лестничной клетке первого этажа
    левого, центрального, правого крыла, пятого этажа левого крыла, пятого этажа
    центрального крыла здания.
  2. Демонтировать глухие металлические решетки на окнах подавала здания.
  3. В соответствии с требованиями п. 4.7.2. Правил и норм эксплуатации
    жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от
    27.09.2003, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери лестничных
    клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках первого этажа, второго
    этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания; на лестничных
    клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла здания; на
    лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа правого крыла
    здания.
  4. В соответствии с требованиями п. 3.2.11. Правил и норм эксплуатации
    жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от
    27.09.2003, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери лестничных
    клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках первого
    этажа, второго этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания; на
    лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла
    здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа
    правого крыла здания.

III. Обязать управляющую компанию ООО «Социальное жилье» выполнить следующие работы в доме <адрес>

1. Провести замену соединений жил электропроводов на границе
эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре второго
этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре третьего этажа,
общем коридоре четвертого этажа правого крыла здания; общем коридоре
второго этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа
центрального крыла здания; общем коридоре второго этажа, общем коридоре
третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа левого крыла здания.

  1. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 восстановить двери лестничных клеток,
    с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях
    эвакуации в местах общего пользования на лестничных клетках первого этажа
    правого крыла, первого этажа центрального крыла, второго этажа центрального крыла, третьего этажа центрального крыла).
  2. В соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить возможность свободного
    открывания запоров изнутри без ключа эвакуационных выходов из лестничных
    клеток левого, центрального, правого крыла здания, ведущих непосредственно
    наружу.
  3. В соответствии с требованиями п. 4.7.2. Правил и норм эксплуатации
    жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, п. 3 ГШБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери лестничных клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания.

5. В соответствии с требованиями п. 3.2.11. Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания.

Представитель ответчика, ООО «Социальное жилье» в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что управляющая компания несет ответственность в пределах заключенного договора управления и действующего законодательства. Из договора управления данными многоквартирными домами, заключенными между ответчиком и собственниками домов видно, что в обязанности управляющей компании не входят те виды работ, которые прокурор просит обязать провести ответчика.Управляющая компания проводит все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилых домов, что подтверждается актами выполненных работ и паспортами готовности данных жилых домов к эксплуатации в зимних условиях. Вопросы о проведении остальных работ и услуг, не оговоренных договором управления многоквартирным домом, должны выноситься на общее собрание собственников помещений в доме. И уже собственники будут решать степень необходимости проведения данных работ, сроки проведения работ, и какие расходы они готовы нести в связи выполнением дополнительных работ.Требуя проведения работ по оборудованию дверей лестничных клеток уплотнениями в притворах, приспособлениями для самозакрывания, заменить соединения жил электропроводов, восстановлению дверей лестничных клеток на путях эвакуации в местах общего пользования, демонтажу глухих металлических решеток на окнах подвала здания, прокурор, не являясь стороной по договору между управляющей компанией и собственником помещений требует изменить условия договора о перечне и сроках проведения работ, чем возлагает на ответчика дополнительные обязанности без соответствующего возмещения предполагаемых затрат. Кроме того требования прокурора оборудовать межэтажные двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания противоречат п.3.2.14 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», предусматривающего, что в многоэтажных домах (десять этажей и выше) двери в незадымляемые лестничные клетки должны иметь автоматические закрыватели без запорных устройств. Однако многоквартирные дома № 52, № 52 А по ул.Кольцевой, № 3 по ул.Берзина не являются десятиэтажными и применение норм пункта 6.18 СниП 21-01-97 нарушает пункт 3.2.11 МДК 2-03.2003.Требования прокурора об оборудовании межэтажных дверей лестничных клеток уплотнениями, так же необоснованны, так как прокурор требует оборудовать уплотнениями двери которые не относятся к зоне ответственности управляющей компании. Эти двери ведут в коммунальные квартиры и ответственность за надлежащее состояние этих дверей несут жильцы этих коммунальных квартир.В части восстановления дверей на лестничных клетках на путях эвакуации в местах общего пользования в домах <адрес> пояснил, что на момент заключения договора управления между управляющей компанией и собственниками помещений выше обозначенные двери отсутствовали в составе общего имущества. До настоящего момента никто заданий со стороны собственников на восстановление данных конструктивных элементов в управляющую компанию не поступало, согласованным объемом финансирования на 2011 год выполнение работ не предусмотрено. Что касается демонтажа глухих металлических решеток на окнах-продухах технического подполья, то подвальное техническое помещение не предназначено для проживания граждан, соответственно окна-продухи не являются путями эвакуации, при этом решетки установлены с целью предотвращения несанкционированного доступа в подвальное помещение, а так же в целях обеспечения сохранности общего имущества собственников помещений жилого дома.Обеспечение местного искусственного освещения в помещениях подвала жилого дома <адрес> так же невозможно без прямого поручения собственников помещений, так как требует восстановления линий электроснабжений системы освещения подвала, что невозможно без дополнительных затрат, которые не были согласованы с собственниками помещений.Мероприятия по дезинфекции подвальных помещений жилого дома <адрес> были проведены 29 ноября 2010 года. Согласованный размер финансирования на цели дератизации и дезинсекции на 2011 год составляет 2318,2 руб., а стоимость данной услуги выполняемой специализированным предприятием ООО «Профилактической дезинсекции» исходя из физического объема подвального помещения составляет 5237 руб. Таким образом, выполнение требования прокурора по проведению мероприятий по дезинсекции в отсутствие решения собственников помещений невозможно.

Представитель ОГПН по г. Магадану в судебном заседании требования прокурора поддержал.

Представитель соответчика - Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Департамент ЖКХ и ОСС мэрии города Магадана представил письменный отзыв, в котором полагал, что заявленные прокурором г.Магадана исковые требования не основаны на требованиях действующего законодательства Российской Федерации и удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области в судебном заседании указал на отсутствие оснований к удовлетворению требований.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г.Магадана.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФпрокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на основании заявления граждан. На основании ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа гражданлибо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Из представленных суду документов следует, что собственники и наниматели помещений многоквартирных жилых домов по ул. Берзина и Кольцевой в г.Магадане обратились в органы государственной власти с заявлениями, в которых указывали на неисполнение обязанностей управляющей компанией, ненадлежащие условия, в которых они вынуждены проживать. По поручению прокуратуры Магаданской области в связи с поступлением обращения Председателя Совета Федерации органами прокуратуры совместно с иными организациями проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ООО «Социальное жилье».

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у прокурора г.Магадана права обратиться с иском в суд о возложении на ответчика обязанности выполнить определенные действия.

Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме,решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

Как следует из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п. 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

На основании п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

Из п. 16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, размер оплаты определяется решением общего собрания собственников, с учетом предложений управляющей организации. Таким образом, пп. 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с организацией оказывающей данного вида услуги. На общем собрании определяется перечень услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также ежемесячная сумма оплата оказываемых услуг.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Документ содержит положение о том, какие именно работы по содержанию и техническому обслуживанию дома должны выполняться.

В соответствии с п. 1.6. Устава ООО «Социальное жилье», утвержденного Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана, основным видом деятельности общества является управление недвижимым имуществом. Дополнительными видами деятельности общества являются: производство общестроительных работ; электромонтажных работ, санитарно-технических работ, столярных и плотничных работ, малярных работ, устройство покрытий полов и облицовка стен, производство прочих отделочных и завершающих работ, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что 19.01.2010 г. между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана и ООО «Социальное жилье» заключен договор на управление многоквартирными жилыми домами по <адрес> ( т.1 л.д. 62) <адрес> ( т.1 л.д.74), по <адрес> ( т.1 л.д.86)

В соответствии с п. 1.1 договора управления, управляющая организация ( ответчик по делу) по заданию собственника за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме <адрес> предоставлять коммунальные услуги согласно приложению № 3 к договору. Состав общего имущества определен приложением № 1 к договору ( п.1.2. договора). В соответствии с названным приложением к договору, к общему имуществу дома отнесены прочие помещения, обслуживающие более одного жилого дома и ( или) жилого помещения ( т.1 л.д.92)

Согласно п.п. «е» п.2.1.1, п.2.1.2 указанного договора управляющая организация обязана проводить осмотры общего имущества многоквартирного дома, предоставлять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем работ и услуг, указанных в приложении № 2 к настоящему договору самостоятельно с привлечением других лиц.

Из перечисленых выше требований жилищного законодательства и договора управления следует, что управляющая организация ООО «Социальное жилье» обязана содержать общее имущества домов <адрес> в г.Магадане в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В состав общего имущества в соответствии с п.2 Правил включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Оплата собственниками и нанимателями жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов производится по утвержденным органом местного самоуправления тарифам. В постановлении мэрии г.Магадана от 24 ноября 2009 года № 3268 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах на 2010 год в муниципальном образовании «Город Магадан» определено наименование работ, которые включены в размер платы за жилое помещение. Таким образом, ООО «Социальное жилье» получает плату, в том числе: за аварийное обслуживание энергоснабжения, замену разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей, а также прочие работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Последний вид работ подлежит оплате в большей сумме по сравнению с другими, стоимость на 1 кв.м. общей площади составляет 4,13 руб. Под данный вид работ, подпадают услуги и работы, выполняемые в соответствии с договором, заключенным с управляющей компанией, а также обязательные к исполнению в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Из приведенным нормативных правовых актов следует, что прокурор вправе требовать выполнения неисполненной ответчиком обязанности только в том случае, если данная обязанность предусмотрена договором управления, либо указана в перечисленных выше нормативных правовых актах, за которую собственники и наниматели жилых помещений производят оплату.

Кроме того, обязанность может быть возложена при доказанности ее неисполнения. Учитывая данные обстоятельства, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Так, в доме <адрес> истец просит обеспечить возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа эвакуационного выхода - выходов из общих коридоров второго и третьего этажа на лестничную клетку левого крыла; оборудовать двери приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках левого и правого крыла второго, третьего этажей здания; оборудовать двери уплотнениями в притворах на лестничных клетках левого и правого крыла второго, третьего этажей здания; провести мероприятия по дезинсекции на потолке и стенах на поверхностях труб в подвальном помещении здания; обеспечить местное искусственное освещение в помещениях подвала.

Согласно сведений от 21.03.2011 года, представленных Отделом надзорной деятельности по г. Магадану УНД ГУ МЧС России по Магаданской области, о противопожарном состоянии жилого <адрес>, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (левое и правое крыло второго, третьего этажей); запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (выходы из общих коридоров второго и третьего этажа в лестничную клетку левого крыла).

Аналогичные нарушения были выявлены при осмотре жилых домов <адрес>

Как видно из п. 5 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), в обязанности управляющей компании входит смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений. Согласно п. 4.7.2, 3.2.11, 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, обслуживающая жилищный фонд организация обязана устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений. Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.

Согласно п. 52 Правил противопожарной безопасности двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

В соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97 двери эвакуационных выходов из поэтажныхкоридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клеткидолжны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Указанные требования к содержанию дверей направлены на сохранение жизни граждан, предупреждение распространение задымления.

В соответствии с п. 5.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 все помещениях жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные требования истца подлежат удовлетворению.

По аналогичным основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на ответчика оборудовать двери лестничных
клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках первого этажа, второго
этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания;на лестничных
клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла здания;на
лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа правого крыла
здания; лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках первого этажа, второго этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа
правого крыла здания в доме <адрес>, а также исковые требования в части обеспечения возможности свободного открывания запоров изнутри без ключа эвакуационных выходов из лестничных клеток левого, центрального, правого крыла здания, ведущих непосредственно наружу; оборудовать двери лестничных клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания; оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания в доме <адрес>

Исковое требование о проведении мероприятий по дезинсекции на потолке и стенах на поверхностях труб в подвальном помещении дома <адрес> также подлежит удовлетворению в соответствии с требованиями абз. 2 п. 9.2 Сан ПиН 2.1.2.2645-10, согласно которым при эксплуатации здания необходимо проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

В доме <адрес> истец просит провести замену соединений жил электропроводов на границе эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре третьего этажа, электрощитке общего коридора третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, электрощитке общего коридора четвертого этажа, общем коридоре этажа левого крыла здания; общем коридоре второго этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, лестничной площадке четвертого этажа, лестничной площадке пятого этажа, электрощитке лестничной площадки пятого этажа правового крыла здания. Указанные соединения выполнить в соединительных коробках.

В доме <адрес> истец просит провести замену соединений жил электропроводов на границе эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре второго этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа правого крыла здания; общем коридоре второго этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа центрального крыла здания; общем коридоре второго этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа левого крыла здания.

Согласно справке о нарушениях требований пожарной безопасности, выявленных 18 марта 2011 года в ходе проведения осмотра жилых домов, в том числе домов <адрес> видно, что действительно установлены нарушения, имеют место скрутки, тогда как соединение жил электропроводов должно быть выполнено при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов, соединение жил электропроводов не выполнены в соединительных коробах. Перечислены помещения, где выявлены нарушения.          

Таким образом, требования прокурора об обязанности по замене соединений жил электропроводов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Нарушение правил соединения электропроводов имеет место в местах общего пользования.

Пункт 1 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» устанавливает требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.57 раздела «Общие требования» Правил, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Одним из нормативных документов по электроэнергетике являются ПУЭ «Правила устройства электроустановок». П.2.1.21. ПУЭ определено, что соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п.5.6.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации. В Перечень работ по содержанию жилых домов входит устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств, в том числе смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др. Как следует из п.п.5.6.1, 5.6.2, 5.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда. Текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями.

Учитывая изложенное, ответчик обязан собственными силами либо с привлечением третьих лиц устранить нарушение правил пожарной безопасности, устранив скрутки путем соединения жил электроповодов в местах общего пользования в соответствии с установленными правилами.

Также истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности восстановить двери лестничных клеток, с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях эвакуации в местах общего пользования: на лестничной клетке первого этажа левого, центрального, правого крыла, пятого этажа левого крыла, пятого этажа центрального крыла здания; демонтировать глухие металлические решетки на окнах подвала здания дома <адрес>, а также восстановить двери лестничных клеток, с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях эвакуации в местах общего пользования на лестничных клетках первого этажа правого крыла, первого этажа центрального крыла, второго этажа центрального крыла, третьего этажа центрального крыла) в доме <адрес>

    

Согласно п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» с зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; а также устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

Имеющимися в деле сведениями о противопожарном состоянии жилых домов по ул. <адрес> ( т.2 л.д. 168-170) установлено, что сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, лестничных клеток, что является нарушением п.3, п.40 ППБ 01-03, п.6.26 СНиП 21-01-97). Между тем, наличие названных дверей препятствует распространению опасных факторов пожаров на путях эвакуации.

Поскольку выявленные прокурором г.Магадана нарушения имеют место, требования истца, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Социальное жилье» о возложении обязанностей произвести ремонтные работы в жилищном фонде, удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Социальное жилье» обязанность выполнить следующие работы в доме <адрес>

  • обеспечить возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа эвакуационного выхода - выходов из общих коридоров второго и третьего этажа на лестничную клетку левого крыла.
  • оборудовать двери приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках левого и правого крыла второго, третьего этажей здания.
  • оборудовать двери уплотнениями в притворах на лестничных клетках левого и правого крыла второго, третьего этажей здания.
  • провести мероприятия по дезинсекции на потолке и стенах на поверхностях труб в подвальном помещении здания.
  • обеспечить местное искусственное освещение в помещениях подвала.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Социальное жилье» обязанность выполнить следующие работы в доме <адрес>

  • провести замену соединений жил электропроводов на границе эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре третьего этажа, электрощитке общего коридора третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, электрощитке общего коридора четвертого этажа, общем коридоре пятого этажа левого крыла здания; общем коридоре второго этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа, лестничной площадке четвертого этажа, лестничной площадке пятого этажа, электрощитке лестничной площадки пятого этажа правового крыла здания. Указанные соединения выполнить в соединительных коробках.
  • восстановить двери лестничных клеток, с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях эвакуации в местах общего пользования: на лестничной клетке первого этажа левого, центрального, правого крыла, пятого этажа левого крыла, пятого этажа центрального крыла здания.
  • демонтировать глухие металлические решетки на окнах подавала здания.
  • оборудовать двери лестничных клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках первого этажа, второго этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа правого крыла здания.
  • оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках первого этажа, второго этажа, четвертого этажа, пятого этажа левого крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа центрального крыла здания; на лестничных клетках второго, третьего, четвертого, пятого этажа правого крыла здания.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Социальное жилье» обязанность выполнить следующие работы в доме <адрес>

  • провести замену соединений жил электропроводов на границе
    эксплуатационной ответственности электропроводки в общем коридоре второго этажа, лестничной площадке третьего этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа правого крыла здания; общем коридоре второго этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа центрального крыла здания; общем коридоре второго этажа, общем коридоре третьего этажа, общем коридоре четвертого этажа левого крыла здания.
    • восстановить двери лестничных клеток, с целью воспрепятствования распространения опасных факторов пожара на путях эвакуации в местах общего пользования на лестничных клетках первого этажа правого крыла, первого этажа центрального крыла, второго этажа центрального крыла, третьего этажа центрального крыла).
  • обеспечить возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа эвакуационных выходов из лестничных клеток левого, центрального, правого крыла здания, ведущих непосредственно наружу.
  • оборудовать двери лестничных клеток уплотнениями в притворах на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания.
  • оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания на лестничных клетках второго, третьего, четвертого этажа правого крыла здания; четвертого этажа центрального крыла здания; первого, второго, третьего, четвертого этажа левого крыла здания.

Прокурору города Магадана в удовлетворении требований к Департаменту ЖКХ и социальной сферы мэрии г. Магадана отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 11 июля 2011 года.

            

Судья                                                                                              С.А.Свиридова