Дело № 2-2705/2011 13 июля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Неказаченко Н.П., при секретаре Гужевой О.А., с участием представителя истца помощника прокурора Носикова Н.Н., представителя ответчика Заитовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, 13 июля 2011 года, гражданское дело № 2-2705/11 по исковому заявлению и.о.прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» об обязании разделить общие коридоры 1-го и 2-го этажа, длина которых составляет более 60 метров, на участки противопожарными перегородками 2-го типа, в разделяющих перегородках установить двери, которые должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; в помещении вахты и кабинета № 4 выгородить строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности; выполнить противопожарными 2-го типа заполнение дверного проема столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак; в общих коридорах 1-го и 2-го типа этажа здания разработать планы эвакуации людей в случае пожара; выполнить окраску стен, потолков и ступеней лестничных площадок на путях эвакуации негорючими материалами; демонтировать установленные на окнах глухие решетки; разработать программу по обучению пожарно-технического минимума, УСТАНОВИЛ: И.о.прокурора города Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» об обязании разделить общие коридоры 1-го и 2-го этажа, длина которых составляет более 60 метров, на участки противопожарными перегородками 2-го типа, в разделяющих перегородках установить двери, которые должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; в помещении вахты и кабинета № 4 выгородить строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности; выполнить противопожарными 2-го типа заполнение дверного проема столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак; в общих коридорах 1-го и 2-го типа этажа здания разработать планы эвакуации людей в случае пожара; выполнить окраску стен, потолков и ступеней лестничных площадок на путях эвакуации негорючими материалами; демонтировать установленные на окнах глухие решетки; разработать программу по обучению пожарно-технического минимума. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Магадана проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «СОШ с УИОП №4». Проверкой установлено, что МОУ «СОШ с УИОП №4» допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, помещения вахты и кабинет № 4 МОУ «СОШ с УИОП №4», в нарушении п. 5.9, п. 5.10, 5.14, 5.19, 7.1 СНиП 21-01-97, не выгорожены строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности. Дверной проем столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак не выполнены противопожарными 2-го типа заполнением, чем нарушены п. 5.14, п. 8.4 СНиП 21-01-97, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89. Также установлено, что в нарушении п. 4.6.1, п. 6.7.3-П.6.7.10 ГОСТ Р 12.2.143-2002 в общих коридорах 1-го и 2-го этажа здания МОУ «СОШ с УИОП №4» отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара. Установлено, что на кухне здания МОУ «СОШ с УИОП №4» для окраски стен, потолков и лестничных площадок на путях эвакуации применены горючие материалы, чем нарушены требования п. 53 ППБ 01-03. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов. Между тем, установлено, что МОУ «СОШ с УИОП №4» требования п. 40 не соблюдаются, на окнах здания установлены глухие решетки. Кроме того, в нарушение п. 1, п. 2, п. 31, п. 32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» программа по обучению пожарно-технического минимума в МОУ «СОШ с УИОП №4» не разработана. Инспекцией пожарного государственного надзора при проведении проверки 09.06.2010 года МОУ «СОШ с УИОП №4» выдавалось предписание об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности. При проведении контрольной проверки в период с 10.05.2011 по 13.05.2011 установлено, что нарушения не устранены. И.о. прокурора г. Магадана полагает, что ответчиком нарушены требования статьи 37 Конституции РФ, статьи 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ. Просит суд обязать МОУ «СОШ с УИОП №4» разделить общие коридоры 1-го и 2-го этажа, длина которых составляет более 60 метров, на участки противопожарными перегородками 2-го типа, в разделяющих перегородках установить двери, которые должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; в помещении вахты и кабинета № 4 выгородить строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности; выполнить противопожарными 2-го типа заполнение дверного проема столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак; в общих коридорах 1-го и 2-го типа этажа здания разработать планы эвакуации людей в случае пожара; выполнить окраску стен, потолков и ступеней лестничных площадок на путях эвакуации негорючими материалами; демонтировать установленные на окнах глухие решетки; разработать программу по обучению пожарно-технического минимума Представитель истца - помощник прокурора г. Магадана Носиков Н.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика МОУ «СОШ с УИОП № 4» Заитова Н.В. в судебном заседании относительно заявленных исковых требований не возражала, суду пояснила, что образовательное учреждение не может в полном объеме устранить нарушения пожарной безопасности ввиду недостаточного финансирования. Между тем, определенный комплекс противопожарных работ ответчиком выполнен, в частности, были перегорожены этажи по плану эвакуации, установлены пластиковые двери в местах, указанных Государственным противопожарным надзором. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Главного управления МЧС России по Магаданской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания Управление извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Участникам процесса предоставлено право свободного выбора участия в гражданском судопроизводстве. Руководствуясь статьями 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившегося ответчика, по имеющимся в деле материалам. Выслушав объяснения сторон, исследовав совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований. Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, предъявил требования к ответчику в защиту неопределенного круга лиц, под которым понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно статье 37 Федерального Закона «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со ст.ст. 37, 38 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. (с последующими дополнениями и изменениями) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.Руководители организаций осуществляют непосредственно руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ( далее по тексту ППБ 01-03), которые введены в действие с 30 июня 2003 года. Статья 1 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 № 313 (ППБ-01-03), определяет, что эти Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работниками, а также гражданами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.3-4 ППБ 01-03, наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам. Согласно Уставу МОУ «СОШ с УИОП № 4» учреждение создано и функционирует с целью оказания образовательных услуг. Таким образом, ввиду характера деятельности учреждения, существует угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц (как работников школы, так и учеников, проходящих обучение в указанном образовательном учреждении), которые в случае пожара могут находиться в данном помещении. Как установлено судом, что также подтверждается материалами гражданского дела, прокуратурой г. Магадана проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «СОШ с УИОП № 4».При проведении проверки установлено, что МОУ «СОШ с УИОП №4» допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В частности, помещения вахты и кабинет № 4 МОУ «СОШ с УИОП №4», в нарушении п. 5.9, п. 5.10, 5.14, 5.19, 7.1 СНиП 21-01-97, не выгорожены строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности. Дверной проем столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак не выполнены противопожарными 2-го типа заполнением, чем нарушены п. 5.14, п. 8.4 СНиП 21-01-97, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89. Также установлено, что в нарушении п. 4.6.1, п. 6.7.3-П.6.7.10 ГОСТ Р 12.2.143-2002 в общих коридорах 1-го и 2-го этажа здания МОУ «СОШ с УИОП №4» отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара. Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.Однако установлено, что на кухне здания МОУ «СОШ с УИОП №4» для окраски стен, потолков и лестничных площадок на путях эвакуации применены горючие материалы, чем нарушены требования п. 53 ППБ 01-03. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов.Установлено, что МОУ «СОШ с УИОП №4» требования п. 40 не соблюдаются, на окнах здания установлены глухие решетки. В силу п. 2 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» лицами ответственными за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности являются собственники организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем. Пунктом 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» на руководителей, специалистов и работников организаций, ответственных за пожарную безопасность, возложена обязанность по обучению программы пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Между тем, в в нарушение п. 1, п. 2, п. 31, п. 32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» программа по обучению пожарно-технического минимума в МОУ «СОШ с УИОП №4» не разработана. Вышеуказанные прокурором нарушения были установлены в ходе проверки, проведенной Отделом государственного пожарного надзора г.Магадана, что подтверждается предписанием № от 08-09 июня 2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.10-11), актом проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица МОУ «СОШ с УИОП № 4» от 08 июня 2010 года (л.д.12-14), предписанием № от 13 мая 2011 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.15-16), актом проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица МОУ «СОШ с УИОП № 4» № от 10-13 мая 2011 года (л.д.17-18). Проведенной прокурорской проверкой установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены. В материалы дела ответчиком не представлены доказательства в подтверждение устранения выявленных недостатков требований пожарной безопасности. В соответствии с ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны возложена на руководителей организаций, которые, в силу ст. 38 Закона обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Неисполнение требований правил пожарной безопасности и обязанности по защите от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций объекта могут создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые в случае пожара могут находиться в данном помещении Учитывая, что факт нарушения МОУ «СОШ с УИОП № 4» требований пожарной безопасности установлен и подтверждается материалами дела, суд полает исковые требования и.о.прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ с УИОП № 4» законными и обоснованными, соответственно, подлежащими удовлетворению. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 200 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о.прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» об обязании разделить общие коридоры 1-го и 2-го этажа, длина которых составляет более 60 метров, на участки противопожарными перегородками 2-го типа, в разделяющих перегородках установить двери, которые должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; в помещении вахты и кабинета № 4 выгородить строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности; выполнить противопожарными 2-го типа заполнение дверного проема столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак; в общих коридорах 1-го и 2-го типа этажа здания разработать планы эвакуации людей в случае пожара; выполнить окраску стен, потолков и ступеней лестничных площадок на путях эвакуации негорючими материалами; демонтировать установленные на окнах глухие решетки; разработать программу по обучению пожарно-технического минимума- удовлетворить. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4»: разделить общие коридоры 1-го и 2-го этажа, длина которых составляет более 60 метров, на участки противопожарными перегородками 2-го типа, в разделяющих перегородках установить двери, которые должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; в помещении вахты и кабинета № 4 выгородить строительными конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости и классом пожарной опасности; выполнить противопожарными 2-го типа заполнение дверного проема столярной мастерской, чердачные люки выходов на чердак; в общих коридорах 1-го и 2-го типа этажа здания разработать планы эвакуации людей в случае пожара; выполнить окраску стен, потолков и ступеней лестничных площадок на путях эвакуации негорючими материалами; демонтировать установленные на окнах глухие решетки; разработать программу по обучению пожарно-технического минимума. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 копеек. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения суда 18 июля 2011 года. Судья Н.П. Неказаченко