Дело № 2-2586/2011 по заявлению Свириденко Л.В. о признании незаконным решения ОФМС России по Маг.обл. от 31 мая 2011 г. № 101 об аннулированнии выданного разрешения на временное проживание в РФ от 29 апреля 2010 г.



<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2-2586/11                                                                           23 июня 2011 г.                                                                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи                    Сергиенко Н.В.

при секретаре                                                                  Ткаченко Н.С.

с участием

представителя заявителя                                           Бальтершанской А.А.

представителей отдела ФМС

по Магаданской области         ФИО13

           ФИО14

в отсутствие заявителя          Свириденко Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 23 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Свириденко Людмилы Владимировны о признании незаконным решения ОФМС России по Магаданской области от 31 мая 2011 года № 101 об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 29 апреля 2010 года                ,

У С Т А Н О В И Л:

Гражданка Украины Свириденко Людмила Владимировна обратилась в Магаданский городской суд с заявлением о признании незаконным решения отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области от 31 мая 2011 года об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 29 апреля 2010 года .

В обоснование заявления указала, что является иностранным гражданином, прибывшим 13 февраля 2010 года на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. Отделом ФМС России по Магаданской области 29 апреля 2010 года ей было выдано разрешение на временное проживание на период с 29 апреля 2010 года по 29 апреля 2013 года. При явке в ОФМС России по Магаданской области 10 июня 2011 года по иному вопросу, ей было вручено уведомление от 04 июня 2011 года, из которого следовало, что решением ОФМС России по Магаданской области от 31 мая 2011 года на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Полагает, что при принятии данного решения отделом ФМС России по Магаданской области не был соблюден порядок аннулирования разрешений на временное проживание, определенный Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 29.02.2008 г. № 40. Предусмотренная Административным регламентом проверка не проводилась, решение об аннулировании разрешения вынесено с нарушением процедуры и сроков, не соответствует принципу разумности и справедливости наказания, нарушает ее право на пребывание на территории Российской Федерации.

В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась через своего представителя Бальтершанскую А.А.

Представитель заявителя Свириденко Л.В. - Бальтершанская А.А., действующая на основании доверенности, доводы заявления поддержала. Указала, что ее доверитель свою обязанность по предоставлению в отдел ФМС России по Магаданской области (далее по тексту решения - Отдел, ОФМС) свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию, предусмотренную подпунктом 2 пункта 5 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исполнила. В начале февраля 2011 года предоставила в ОФМС свидетельство о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации от 28 мая 2010 года, что может подтвердить свидетель Щуренко Д.Г. Однако, в ОФМС России по Магаданской области отметку о получении от Свириденко Л.В. копии вышеуказанного свидетельства не сделали, с решением от 31 мая 2011 года об аннулировании разрешения на временное проживание, в установленный законом срок ее не ознакомили, чем нарушили установленный Административным регламентом порядок аннулирования разрешения на временное проживание. Просила признать принятое решение незаконным.

Представители ОФМС России по Магаданской области с заявлением не согласились по доводам, изложенным в отзыве на заявление Свириденко Л.В. Дополнительно пояснили, что проверка по подтверждению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения, предусмотренная Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29.02.2008 г. № 40 (далее Административный регламент), не проводилась. Заявителю в соответствии с Административным регламентом 01 июня 2011 г. было направлено уведомление № 1/8-4544 об аннулировании разрешения на временное проживание, которое получено Свириденко Л.В. 10 июня 2011 г. В удовлетворении заявления просили отказать.

Суд, заслушав представителя заявителя, представителей ОФМС, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 398 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон). Данный Закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст.1 Закона).

В соответствии со ст.2 Закона разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 Закона.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, в том числе свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию (п. 5 ст. 6.1 Закона).

Судом установлено, что заявитель Свириденко Людмила Владимировна, 16 августа 1981 года рождения, является гражданкой республики Украина. На территорию России въехала 11 февраля 2010 года через КПП Валуйки, по паспорту серии ЕМ , выданному 02.02.2000 г. Славяносербским РО УМВД Украины в Луганской области. Решением ОФМС Росси по Магаданской области от 29 апреля 2010 года Свириденко Л.В. выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком на три года. По сведениям ОАСР ОФМС заявитель с 28.05.2010 г. зарегистрирована по месту временного проживания в городе Магадане по адресу: <адрес>, сроком до 29.04.2013 года.

При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, Свириденко Л.В. были разъяснены основания, по которым может быть отказано либо ранее выданное разрешение может быть аннулировано, в частности положения подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Закона, о чем имеется ее собственноручная подпись в заявлении.

Как следует из материалов гражданского дела, 28 мая 2010 года Свириденко Л.В. поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, о чем выдано соответствующее свидетельство формы № 2-1-Учет серии 49 , и присвоен индивидуальный номер налогоплательщика 490913499050 (л.д. 9).

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что ее доверитель в начале февраля 2011 года предоставила в ОФМС, расположенный по адресу: г. Магадан, ул. Гагарина, д. 7, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации от 28 мая 2010 года через своего супруга, который также является гражданином Украины и должен был до 11 февраля 2011 года предоставить в миграционный орган аналогичное свидетельство. Данный факт может подтвердить свидетель Щуренко Д.Г. При этом документов или расписок, подтверждающих сдачу копии свидетельства в Отдел, сотрудниками ОФМС ей выдано не было.

Свидетель ФИО15 предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного показания или отказ от дачи показания, пояснил, что в начале февраля 2011 года в рабочий день (дату точно не помнит) по служебным делам находился в ОФМС, расположенном на ул. Гагарина, д. 7 в г. Магадане, в помещении проводился ремонт, и встретил своего знакомого Свириденко Александра, который сказал, что пришел сдать копии свидетельств о постановке на налоговый учет на себя и на свою супругу Свириденко Л.В. Он видел, что Свириденко А. зашел в один из кабинетов Отдела и через несколько минут вышел, пояснив, что необходимые документы передал специалисту. На вопрос ФИО16 почему ему не выдали никаких расписок, Свириденко А. ничего пояснить не смог.

Представитель заинтересованного лица ФИО17 суду пояснила, что действительно, гражданину на руки никаких расписок, подтверждающих предоставление в ОФМС копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, не выдается. На копии, которая остается в Отделе, ставится отметка о получении, и данный документ с сопроводительным письмом направляется в ОФМС России по Магаданской области, расположенный по <адрес>, для приобщения к материалам учетного дела иностранного гражданина. Свириденко Л.В. в установленный законом срок (до 11.02.2011 г.) в ОФМС свидетельство не представила, иначе данный документ имелся бы в учетном деле.

Приказом Федеральной миграционной службы от 29.02.2008 г. № 40 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Процедура аннулирования разрешения на временное проживание определена в пунктах 82 - 88 Административного регламента.

Основанием для начала административной процедуры является получение территориальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения (пункт 50 Административного регламента) (пункт 82).

При выявлении указанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. Срок проведения проверки не должен превышать 1 месяца со дня выявления оснований аннулирования разрешения (пункт 83).

По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение (приложение № 5 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем (пункт 84).

Принятое решение объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней, и вручается уведомление (приложение № 8 к Административному регламенту), в котором указываются основания аннулирования разрешения на временное проживание, разъясняется порядок обжалования решения и необходимость выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения (пункт 85).

Заключение об аннулировании разрешения и иные материалы, послужившие основанием для принятия решения, приобщаются к учетному делу (пункт 88).

Таким образом, из пункта 83 Административного регламента следует, что на орган ОФМС в каждом случае получения информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения, возложена обязанность проведения проверки по подтверждению обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения об аннулировании разрешения.

Из представленных в гражданском деле доказательств следует, что             31 мая 2011 года начальником отделения оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство, приглашений и виз Отдела по делам миграции ОФМС России по Магаданской области вынесено заключение об аннулировании разрешения на временное проживание, выданное 29.04.2010 г. Свириденко Л.В. Уведомление об аннулировании разрешения от 01.06.2011 г. № 1/8-4544, и необходимости в течение трех рабочих после получения данного уведомления обратиться в ОФМС для получения уведомления, в котором указаны основания аннулирования разрешения, направлено по адресу временной регистрации Свириденко Л.В.

Представитель заявителя пояснила, что данное уведомление на имя Свириденко Л.В. находилось почтовом конверте, в котором аналогичное уведомление от 01.06.2011 г. № 1/8-4543 направлено на имя Свириденко А.А., супруга заявителя. Согласно штемпелю на почтовом конверте уведомление направлено Свириденко А.А. только 08.06.2011 г. Как следует из отрывного талона к уведомлению, заявителю уведомление от 04.06.2011 г. вручено 10.06.2011 года. С решением в форме заключения (приложение № 5 к Административному регламенту) в трехдневный срок, установленный пунктом 85 Административного регламента, заявитель не ознакомлена.     

Представитель заинтересованного лица Голубева Е.В. пояснила, что проверка наличия обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования разрешения на временное проживание проводится в редких случаях, в том числе по заявлению иностранного гражданина, а также, если основанием для аннулирования разрешения является неоднократное привлечение иностранного гражданина к административной ответственности.

На основании изложенного суд считает установленным факт предоставления Свириденко Л.В. в отдел Федеральной миграционной службы России по Магаданской области свидетельства о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию, то есть до 11 февраля 2011 года. Также судом установлен факты нарушения отделом Федеральной миграционной службы России по Магаданской области порядка принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание, выданное Свириденко Л.В., которые выразились в не проведении проверки по подтверждению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения, и не объявлении иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней решения об аннулировании разрешения на временное проживание, не направлении лично Свириденко Л.В. уведомления от 01.06.2011 г. № 1/8-4544. Указанные нарушения свидетельствуют о существенном несоблюдении установленного порядка аннулирования разрешения на временное проживание, установленного пунктами 82 - 85 Административного регламента.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области от 31 мая 2011 года № 101 об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 29 апреля 2010 года , выданного гражданке Республики Украина Свириденко Людмиле Владимировне.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения 26 июня 2011 года.         

Судья                                                                                                Н.В. Сергиенко

Копия верна.

Судья Магаданского городского суда     Н.В. Сергиенко