Дело № 2-2522/2011 по заявлению Алексеевой Т.А. о признании незаконным бездействия руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации О, обязании рассмореть обращение, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов



Дело № 2-2522/11                                                                                             27 июня 2011 г.                                                                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи                                     Сергиенко Н.В.

при секретаре                                                                                   Малковой И.В.

с участием

заявителя         Алексеевой Т.А.

представителя заявителя       Ли Р.М.

представителя

Департамента социальной поддержки населения

администрации Магаданской области     ФИО10

представителя Департамента финансов администрации

Магаданской области      ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 27 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Алексеевой Татьяны Арсентьевны о признании незаконным бездействия руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области, обязании рассмотреть обращение, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

Алексеева Т.А. обратилась в Магаданский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области ФИО13 выразившегося в не рассмотрении в установленные законом сроки обращения от 22 марта 2011 года и недаче письменного ответа на обращение.

В обоснование заявленных требований указала, что 22 марта 2011 года представитель Алексеевой Т.А. - Ли Р.М. обратился к руководителю Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области ФИО12 письменным заявлением, направленным по факсимильной связи, в котором просил сообщить, обращалась ли Алексеева Т.А. как работник ГУ ЦСА «БОМЖ» в ноябре - декабре 2010 года с письменными жалобами по фактам нарушения действующего законодательства работниками ГУ ЦСА «БОМЖ». Если обращалась, то указать когда, и какие меры были приняты по ее обращениям. 09 июня 2011 года из телефонного разговора со специалистом Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области ей стало известно, что обращение, которое было подано через представителя, не рассмотрено до настоящего времени, и по существу поставленного вопроса ответ не дан. Полагает, что данное бездействие нарушает ее право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области, выразившееся в не рассмотрении в установленные законом сроки обращения от 22 марта 2011 года, недаче в срок письменного ответа, обязать рассмотреть обращение заявителя и дать письменный ответ в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения Магаданского городского суда, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области и Департамент финансов администрации Магаданской области.

В судебном заседании заявитель Алексеева Т.А. и ее представитель Ли Р.М. настаивали на удовлетворении заявления. Дополнительно суду пояснили, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, направленное с использованием факсимильной связи, то есть при помощи информационно-телекоммуникационных систем, подлежит рассмотрению в установленные данным Федеральным законом сроки. Приложенным к заявлению отчетом об отправке факса с телефонного номера Ли Р.М. подтверждается, что 22 марта 2011 года в 09 час. 30 мин. на телефонный номер 622582 было отправлено два листа текста, которые были приняты в Департаменте социальной поддержки населения, так как в отчете указано «ОК». Кроме того, после отправки факса состоялся разговор с сотрудником Департамента, которая приняла отправленный факс и представилась как руководитель Департамента Хребтова Н.Ю.

Представитель заинтересованного лица - Замиралов В.В. возражал против удовлетворения заявления по доводам изложены в отзыве.

Представитель заинтересованного лица - Рожкова О.А. также считала, что заявление удовлетворению не подлежит по доводам изложены в отзыве на заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (ст. 2, п. «б» ст. 72).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Уставом Магаданской области, утвержденным Закон Магаданской области от 28.12.2001 г. № 218-ОЗ, установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы Магаданской области, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан государственными органами Магаданской области, органами местного самоуправления и должностными лицами осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Законами и иными нормативными правовыми актами Магаданской области могут устанавливаться положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливаться гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законодательством (статья 20).

Постановлением администрации Магаданской области от 03.07.2008 г. № 250-па утвержден Типовой регламент внутренней организации органа исполнительной власти Магаданской области, пунктом 10.1 которого определено, что в органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности органа исполнительной власти, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02.05.2006 г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон № 59-ФЗ) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Требования к письменному обращению предусмотрены в статье 7 Федерального закона        № 59-ФЗ.

Таким образом, из приведенных правовых актов не усматривается обязанность государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти Магаданской области, регистрировать и принимать к рассмотрению обращения граждан, поступившие по каналам факсимильной связи.

Кроме того, по мнению суда, из обращения, поступившего по каналам факсимильной связи, не представляется возможным определить, что обращение подано заявителем, либо доверенным лицом от имени заявителя, поскольку такое обращения не содержит оригинальную подпись обратившегося лица, а в случае обращения от имени заявителя - кроме того, к обращению не прилагается заверенная надлежащим образом копия доверенности. Данные обстоятельства, в случае принятия факсимильного обращения к рассмотрению, впоследствии, могут послужить причиной нарушения порядка обработки персональных данных заявителя, а следовательно и нарушения его прав.

Из пояснений заявителя и ее представителя, данных в судебном заседании, следует, что 22 марта 2011 года представитель Алексеевой Т.А. - Ли Р.М. обратился к руководителю Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области ФИО14 с письменным заявлением, направленным по факсимильной связи по телефонному номеру 62-25-82, в котором просил сообщить, обращалась ли Алексеева Т.А. как работник ГУ ЦСА «БОМЖ» в ноябре - декабре 2010 года с письменными жалобами по фактам нарушения действующего законодательства работниками ГУ ЦСА «БОМЖ». Если обращалась, то указать когда, и какие меры были приняты по ее обращениям. К заявлению приложил доверенность 49 АА № 203914 от 09.03.2010 г., которую также направил по факсу. Из представленного представителем заявителя отчета об отправке следует, что 22 марта 2011 года в 09 час. 28 мин. с телефонного номера 64-32-71 на телефонный номер 62-25-82 было направлено два листа текста, результат оправки - указана отметка «ОК». Как следует из расшифровки телефонных соединений за март 2011 года с телефонного номера 64-32-71, в марте 2011 года данным абонентом дважды осуществлялись соединения с абонентом по телефонному номеру 62-25-82, который принадлежит Департаменту социальной поддержки населения администрации Магаданской области: 21 марта 2011 года в 17 час. 20 мин. продолжительностью 1 мин. и 22 марта 2011 года в 09 час. 27 мин. продолжительностью 3 мин. (л.д.28). Вместе с тем, доказательств того, что на номер факса заинтересованного лица направлены именно 22 марта 2011 года и именно текст заявления и доверенность, суду не представлено.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО15 специалист 1 категории Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области, пояснила суду, что в ее обязанности входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции Департамента, а также письменных обращений граждан. Указала, что письменные обращения от граждан поступают по почте и регистрируются в электронной системе «Дело», программа самостоятельно присваивает обращению гражданина номер. После регистрации все обращения передаются руководителю Департамента. Ведение журнала регистрации факсов не предусмотрено. В марте 2011 года письменных обращений от Алексеевой Т.А. и Ли Р.М. в Департамент не поступало. 22 марта 2011 года факсовых обращений в Департамент не поступало.

Судом установлено, что рассмотрение обращений граждан в Департаменте социальной поддержки населения администрации Магаданской области (далее по тексту решения - Департамент) осуществляется в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан в Департаменте социальной поддержки населения администрации Магаданской области», утвержденным приказом от 01.11.2008 года № 50/осн (далее по тексту решения - Административный регламент). Административный регламент был опубликован в газете «Магаданская правда» в 2008 году, а также доступен для всеобщего прочтения на сайте администрации Магаданской области.

Требования к письменному обращению определены в пунктах 2.7, 2.8 Административного регламента. Указаны две формы письменного обращения - собственно письменное обращение и обращение, направленное по электронной почте. При этом Административный регламент не содержит сведений о таком возможном способе направления письменного обращения - факсом по определенному телефонному номеру.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у руководителя Департамента отсутствовала обязанность по рассмотрению и регистрации заявления, направленного по каналам факсимильной связи. Следовательно, заявителем не доказан факт обращения к должностному лицу - руководителю Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем, нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Федеральным законом № 59-ФЗ, со стороны должностного лица не усматривается.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления оспариваемым бездействием не нарушалось.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Поскольку судом установлено, что руководителем Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области гарантированное Конституцией Российской Федерации право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления не нарушено, не подлежит удовлетворению и требование о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

При указанных обстоятельствах, исходя из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявление Алексеевой Татьяны Арсентьевны о признании незаконным бездействия руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области, выразившегося в не рассмотрении в установленные законом сроки обращения от 22 марта 2011 года, недаче в срок письменного ответа, обязании рассмотреть обращение заявителя и дать письменный ответ в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения Магаданского городского суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                             Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Алексеевой Татьяны Арсентьевны о признании незаконным бездействия руководителя Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области, выразившегося в не рассмотрении в установленные законом сроки обращения от 22 марта 2011 года, недаче в срок письменного ответа, обязании рассмотреть обращение заявителя и дать письменный ответ в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения Магаданского городского суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 01 июля 2011 года.

          Судья                                                                                    Н.В. Сергиенко

Копия верна.

Судья Магаданского городского суда     Н.В. Сергиенко