№ 2-2002/11 по заявлению Уланова С.М. об возложении обязанности на УФСИН России по Магаданской области исключить из списка лиц, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области



Дело № 2-2002/11                                                                                15 июня 2011 г.           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи Неказаченко Н.П.,

при секретаре Кириченко В.В.,

представителя заявителя - Ивановой Е.И., действующей на основании доверенности от 15 марта 2011 г.,

представителя заинтересованного лица - Урмановой И.К., действующей на основании доверенности от 11 января 2011г. № 49/7-17,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Магадане 15 июня 2011 г дело № 2-2002/2011 по заявлению Уланова Станислава Михайловича об обязании Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Магаданской области исключить из числа лиц, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области,

УСТАНОВИЛ:

Уланов С.М. обратился в Магаданский городской суд с заявлением об обязании УФСИН России по Магаданской области исключить его из списка лиц, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области.

В обоснование заявленных требований указал, что 28.01.1998 г. приговором Магаданского городского суда он был осужден к 5 годам лишения свободы. 22.06.2002 г. был освобожден по отбытию срока наказания. 06.12.2007 г. Магаданским городским судом был осужден к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, как ранее не судимый, так как на момент совершения преступления его прежняя судимость была погашена. В настоящее время отбывает наказание в ИК-4 пос.Уптар Магаданской области, которое является учреждением для лиц впервые отбывающих лишение свободы.

Согласно статье 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, должны содержаться отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Во исполнение данной нормы и на основании приказа УФСИН России по Магаданской области решается вопрос о внесении его в список осужденных, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области в связи с тем, что ранее отбывал наказание в виде лишения свободы. Полагает, что решение о переводе его в другое исправительное учреждение является незаконным, поскольку его прежняя судимость погашена. Просит суд обязать УФСИН России по Магаданской области исключить его из списка лиц, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, возможности принимать участие в судебном заседании не имеет, поскольку отбывает наказание в виде лишения свободы. С учетом мнения участвующих в деле лиц, принимая во внимание положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица, УФСИН России по Магаданской области, в судебном заседании предъявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснила, что при решении вопроса об этапировании заявителя для отбывания наказания за пределы Магаданской области УФСИН России по Магаданской области руководствовался решением Магаданского городского суда от 15 октября 2010 г. по делу по иску прокурора Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к ФБУ «Исправительной колонии № 4» УФСИН России по Магаданской области об обязании выполнить требования федерального закона о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также указанием Федеральной службы исполнения наказаний, в соответствии с которым лица, впервые осужденные к лишению свободы должны содержаться отдельно от осужденных ранее отбывающих лишение свободы, независимо от погашения или снятия судимости. Кроме того, указала, что неоднократное фактическое отбывание Улановым С.М. наказания в виде лишения свободы является исключительным основанием для этапирования заявителя с целью дальнейшего отбывания наказания за пределы Магаданской области.

Представитель заинтересованного лица, ФБУ «Исправительная колония №4» УФСИН России по Магаданской области, в судебное заседание не явился о времени и мете его проведения уведомлен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалах дела документы, материалы личного дела Уланова С.М., суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Вводя данное положение, законодатель исходил из того, что, как правило, осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и вновь приговоренные к этому виду наказания, отличаются, большей социальной опасностью и склонностью к продолжению криминального поведения. В целях ограждения от возможного вредного влияния этой категории лиц на впервые осужденных к лишению свободы законодатель принял решение об их раздельном содержании.

Решением Магаданского городского суда по иску прокурора Магаданской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ «Исправительная колония № 4» управления ФСИН по Магаданской области о понуждении к обязанности совершить определенные действия на ФБУ «Исправительная колония № 4» управления ФСИН по Магаданской области была возложена обязанность выполнить требования федерального закона о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, путем перевода из исправительной колонии           № 4 в другие аналогичные исправительные учреждения для лиц, ранее отбывавших уголовное наказание в виде лишения свободы, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда. В связи с исполнением этого решения суда ФБУ «Исправительная колония № 4» управления ФСИН по Магаданской области были начаты мероприятия по переводу лиц, ранее отбывавших уголовное наказание в виде лишения свободы, в другие соответствующие исправительные учреждения с целью разделения их с лицами, впервые осужденными к лишению свободы.

Судом установлено, что Уланов С.М. ранее неоднократно был судим. Согласно справке предоставленной ФБУ «ИК-4» УФСИН России по Магаданской области, 10.06.1987 г. Уланов С.М. осужден по ст.144 ч.2; ст.144 ч.3; ст.40 УК РСФСР на 3 года лишения свободы условно.

18.11.1987 г. по ст.89 ч.3; ст.40 ч.3 УК РСФСР на 3 года 6 месяцев лишения свободы. Освобожден 11.08.1989 г. условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 9 месяцев 9 дней.

17.05.1994 г. по ст.206 ч.2; ст.46-1 УК РСФСР на срок 1 год лишения свободы.

14.04.1995 г. по ст.206 ч.2; ст.41 УК РСФСР сроком на 1 год лишения свободы, освобожден 22.12.1995 г. по отбытии наказания.

28.01.1998 г. по ст.228 ч.3 УК РСФСР сроком на 5 лет лишения свободы, освобожден 21.06.2002 г. по отбытии наказания.

Указанные судимости истца погашены.

06.12.2007 г. Магаданским городским судом, с учетом изменений внесенными кассационным определением Магаданского областного суда от 30.01.2008 г. исключено из вводной части приговора указание на судимость Уланова С.М. по приговору Магаданского городского суда от 28.01.1998 г. Исключена из описательно - мотивировочной части приговора при назначении наказания: ссылка суда, что Уланов С.М. ранее судим за преступление, связанное с наркотическими средствами, действия Уланова С.М. способствуют распространению наркомании и росту преступности. Указание на наличие в действиях Уланова С.М. смягчающие наказание обстоятельства - рецидив преступлений. Назначенное Уланову С.М. наказание по ч.3 ст.30 п.г ч.3 ст. 228.1 УК РФ снижено до 8 лет лишения свободы.

По данному приговору суда в ФБУ «ИК-4» УФСИН России по Магаданской области Уланов С.М. отбывает наказание в виде лишения свободы с 14.02.2008 года.

Согласно распоряжению УФСИН России от 06 июля 2010 г. № 143-р ФБУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Магаданской области отнесена к категории исправительных учреждений, предназначенный для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

Как следует из ответов УФСИН России по Магаданской области от 03.12.2010 г., 04.02.2011г. направленных Улановой Т.Р. на её обращения,             Уланов С.М. ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, осужден к 5 годам строгого режима, освобожден по отбытии срока наказания в 2002 году. Колония строгого режима для осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, на территории Магаданской области отсутствует. В настоящее время материалы о переводе осужденных направлены в ФСИН России для принятия окончательного решения.

Согласно телефонограмме переданной 06.04.2011 г. в числе лиц, согласно списку лиц подлежащих этапированию 16.04.2011 г. из ФБУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Магаданской области от 29.03.2011 г. исх.№49/4-1522, значится Уланов С.М., как осужденный, ранее отбывавший наказание в виде лишения свободы.

Условия, при которых осужденных следует относить к той либо другой категории, определены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений», согласно пункту 9 которого, - ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении, лечебно - профилактическом учреждении (статья 74 УИК РФ) либо в следственном изоляторе для производства следственных действий, участия в судебном разбирательстве или в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (статьи 77,77.1 и 77.2 УИК РФ), если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.

В силу части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, отпадает и такое юридическое последствие судимости, как прежнее отбывание лишения свободы.

Как следует из представленных в деле документов судимость Уланова С.М. по приговору Магаданского городского суда 28.01.1998 г. погашена. Поскольку на момент внесения приговора Магаданским городским судом Магаданской области 06.12.2007 г. судимость заявителя по приговору от 28.01.1998 г. была погашена, следовательно Уланов С.М. в настоящее время не является лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Однако суд приходит к выводу о том, что заявитель все же подлежит переводу из исправительной колонии № 4 в другое аналогичное исправительное учреждения для лиц, ранее отбывавших уголовное наказание в виде лишения свободы по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно статьям 18, 45, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими, что подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных правах, а о любых правах и свободах человека и гражданина. Указание на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении закона все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В силу 1 статьи 10 Уголовно-исправительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Из выше указанных норм следует, что государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных.

В соответствии с требованиями статей 1 и 2 Федерального закона № 5473-1 от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу её деятельности составляет Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 13 названного Закона, является: обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создание условий для обеспечения правопорядка и законности.

В статье 1 УИК РФ выражены и закреплены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Целями уголовно-исполнительного законодательства согласно части 1 данной статьи являются: исправление осужденных, предупреждение совершения ими, а также иными лицами новых преступлений.

Под исправлением осужденных, как следует из статьи 9 УИК РФ, понимается комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на формирование у них поведения, соответствующего конституционным нормам, нормам морали и нравственности нашего общества. Исправление осужденных предполагает такую корректировку их сознания, которая исключала бы возможность совершения новых преступлений, что достигается формированием уважительного отношения к человеку и обществу, общественно полезному труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированием правопослушного поведения.

Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных, т.е. частное, или специальное, предупреждение, определяется комплексом мер предупредительного характера, затрудняющих либо исключающих возможность совершения осужденным новых преступлений

Указанные цели исполнения наказаний достигаются созданием соответствующих условий режима их отбывания, проведением с осужденными воспитательной работы, привлечением их к общественно полезному труду, а также организацией общеобразовательной и профессиональной подготовки и профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

Таким образом, основаниями раздельного содержания осужденных к лишению свободы являются пол, возрастная, профессиональная принадлежность осужденных, состояние их здоровья, общественная опасность совершенного преступления, форма вины и прошлая преступная деятельность. Раздельное содержание осужденных по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 80 УИК РФ способствует и предотвращению пагубного влияния со стороны осужденных - носителей тюремной субкультуры.

Влияние этой субкультуры нельзя исключить: ее влияние в исправительных учреждениях в значительной степени обусловлено замкнутостью и ограниченностью сферы общения осужденных, их недостаточной дифференцированностью при распределении по исправительному учреждению, динамичностью процесса исправления, что приводит к совместному содержанию осужденных, порвавших с преступным прошлом и имеющих прямо противоположные цели.

Наличие данной нормы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ позволяет стимулировать правопослушное поведение осужденных, их стремление к сохранению общественно полезных связей.

Согласно части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 235.

Согласно пункту 6 указанной Инструкции вопрос о переводе осужденных при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, рассматривается по обращениям заинтересованных лиц в установленном порядке.

Согласно пункту 10 вышеназванной Инструкции в соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Закон не дает перечня таких исключительных обстоятельств.

Тем не менее, представляется возможным перевод в другую колонию, тюрьму осужденных, от которых исходит угроза пагубного влияния, на том основании, что в ч. 2 ст. 81 УИК РФ установлена возможность перевода осужденных при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Изложенному соответствует п. 177 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утвержденными приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205, в котором предусмотрен перевод не только защищаемых лиц, но и тех, кто им угрожает, поскольку в таком случае безопасность целого коллектива будет зависеть от одного человека.

Как следует из представленных на обозрение суда материалов личного дела, а также было установлено в ходе судебного заседания, заявитель Уланов С.М. неоднократно, начиная с 1987 года отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении, с 14.02.2008 года по настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФБУ «ИК-4» УФСИН России по Магаданской области.

В материалах личного дела имеется заключение служебной проверки по факту совершения акта членовредительства Улановым С.М. В ходе проверки данный факт нашел свое подтверждение, в связи с чем Приказом СИЗО № 1 УФСИН России по Магаданской области от 18 декабря 2006 года на Уланова С.М. наложено дисциплинарное взыскание. Из письма начальника УФСИН России по Магаданской области от 11 января 2007 года № 49/26-У-10 следует, что Уланов С.М. состоит на учета <данные изъяты>. 12 марта 2009 года и 30 марта 2010 года Уланов С.М. административной комиссией ИК-4 поставлен на профилактический учет как склонного к употреблению наркотических веществ и сильнодействующих медицинских препаратов. 28 января 2011 года Уланову С.М. продлен срок нахождения на профилактическом учете на административной комиссии ИК-4 как склонному к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков.

На основании изложенного суд приходит к убеждению, что Уланов С.М. бесспорно является носителем тюремной субкультуры, которое может оказывать пагубное влияние на лиц, впервые фактически отбывающие наказание в виде лишения свободы. Таким образом, содержание Уланова С.М. с лицами действительно впервые отбывающими наказание в виде лишение свободы не может стимулировать правопослушное поведение осужденных, их стремление к сохранению общественно полезных связей, а также не может способствовать реализации целей и задач, установленных ст. 1 УИК РФ.

Также суд учитывает, что по распоряжению ФСИН России № 143-р от                  06 июля 2010 года ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области определена, как исправительная колония для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Таким образом, содержание мужчин в указанном учреждении, которые уже отбывали наказание в виде лишения свободы по названному распоряжению запрещено.

Исходя из этого, Магаданский городской суд в своем решении от 15 октября 2010 года признал нахождение осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению этих осужденных в указанной колонии и обязал УФСИН России по Магаданской области И ФБУ ИК-4 УФСИ России по Магаданской области перевести таких осужденных в другие исправительные колонии аналогичного типа, определенных для содержания лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

По мнению суда сама по себе возможность перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое предусмотрена законодателем в рамках его полномочий и не выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Предусмотренное ст. 81 УИК РФ решение о таком переводе не вносит в приговор каких-либо изменений, в связи с чем не может рассматриваться как утяжеление назначенного судом наказания. Принятие данного решения не меняет правовое положение осужденных и не влечет умаление гарантированных им уголовно-исполнительным законодательством прав.

Согласно п. 6 Приказа Минюста РФ от 01.12.2005 N 235 (ред. от 03.02.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, исходя из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявленные Улановым С.М. требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Уланова Станислава Михайловича об обязании Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Магаданской области исключить из числа лиц, подлежащих этапированию за пределы Магаданской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 20 июня 2011 г.

Судья                                                                                    Н.П. Неказаченко