Дело № 2-2339/11 по иску Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана к Чубаковой А.Г.



Дело № 2-2339/11                                                                        13 июля 2011 года         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                Мирошниченко С.Л.

прокурора                                                                                               Паскова А.В.

при секретаре                                                                                        Зайцевой Л.Н.

при участии представителя истца Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана - Шляхтич С.А., действующей на основании доверенности б/н от 04 октября 2010 года,

ответчика Чубаковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 13 июля 2011 года делопо иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана к Чубаковой Анастасии Георгиевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

        В Магаданский городской суд обратился Департамент жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана с иском к Чубаковой Анастасии Георгиевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении из жилого помещения - комнат *** в городе Магадане, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

        В обоснование заявленных требований указал, что жилые помещения - комнаты *** в городе Магадане находятся в собственности муниципального образования «Город Магадан». В указанном жилом помещении без правоустанавливающих документов проживает гражданка Чубакова Анастасия Георгиевна. Факт проживания ответчика подтверждается актом о фактическом проживании от 28 апреля 2011 года. Учитывая что оснований для проживания ответчика в жилых помещениях имеется, департамент ЖКХ как наймодатель согласия на вселение в указанное жилое помещение не давал, соответственно ответчик Чубакова А.Г. проживает в комнатах *** на незаконном основании. Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и действий участников этих отношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В качестве первого основания возникновения жилищных прав и обязанностей указанная статья называет договоры и иные сделки, в том числе не предусмотренные федеральным законом, но не противоречащие ему. Акты государственных органов и органов местного самоуправления служат основанием возникновения жилищных прав и обязанностей лишь в случаях, если это предусмотрено законом. Права и обязанности возникают также на основании судебных решений и т.д. Оснований, предусмотренных ст. 10 Жилищного кодекса РФ, возникновения жилищных прав и обязанностей у Чубаковой А.Г. не имеется. Необходимо отметить, что в рамках рассмотрения мировым судом судебного участка № 5 гражданского дела по иску ООО «Социальное жилье» к Чубаковой А.Г. о взыскании задолженности по оплате за содержание жилого помещения и текущий ремонт здания, было установлено, что ответчик с 19 августа 1980 года зарегистрирован по адресу: ***.

        В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, доводы, изложенные в исковом заявлении.

        Ответчик Чубакова А.Г. просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что в комнатах проживает более 10 лет с разрешения органа местного самоуправления, руководителя общежития. В период проживания производила оплату за жилое помещение, оплачивала электроэнергию и коммунальные услуги.

        Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований к удовлетворению требований истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

       На основании ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьи 60, 61 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

       Как следует из искового заявления, Департаментом ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана оспаривается законность вселения истца в комнаты *** в г.Магадане. В письменной форме договор социального найма с ответчиком не заключался.

Из Постановления мэра города Магадана от 29.09.2006 N 1861 "Об изменении статуса жилых помещений находящихся в ведении МУП "Социальное жилье" следует, что дом *** в г.Магадане до 29 декабря 2006 года являлся общежитием, следовательно заселение жильцов производилось по правилам, установленным для общежитий. На основании Постановления мэра г. Магадана от 29 декабря 2006 года № 2547, дом *** в г.Магадане внесен в список домов, у которых изменился статус жилых помещений.

       Согласно п.1, п.2, п.2.2, 2.4 Постановления мэра города Магадана от 29.09.2006 N 1861 "Об изменении статуса жилых помещений находящихся в ведении МУП "Социальное жилье" изменен статус жилых помещений, расположенных в домах, указанных в приложении N 1 к настоящему Постановлению, с отнесением их к жилищному фонду социального использования.

МУП "Социальное жилье" (П. МУП "Соколовское ЖКХ" (Л. дано указание оформить необходимые документы для постоянного проживания гражданам, вселенным в жилые помещения в общежитии на законных основаниях, а также осуществить в установленном законодательством порядке выселение из жилых помещений в общежитии граждан, проживающих в них без законных оснований.

         Таким образом, из представленных суду документов видно, что фактически Чубакова Анастасия Георгиевна является нанимателем комнат *** в жилом доме, который ранее имел статус общежития, и на ответчика открыт финансово-лицевой счет руководством общежития. В квитанциях на оплату за содержание и текущий ремонт жилого помещения указана площадь занимаемых комнат. Из квитанции на оплату электроэнергии следует, что в 1998 году Чубакова А.Г. производила оплату электроэнергии, на ее имя открыт лицевой счет. Оплата за электроэнергию производилась ответчиком в период с 1998 года по 2011 год, т.е. на протяжении 13 лет. Открыт счет на имя Чубаковой А.Г. и в МУП г.Магадана «Социальное жилье», руководитель которого ранее был вправе самостоятельно принимать решения о предоставлении комнат в общежитии.

       Чубакова А.Г. по сведениям ОФМС России по Магаданской области зарегистрирована по адресу: *** 1980 года по настоящее время. Однако как видно из уведомления почтового работника данный дом сгорел, Чубакова А.Г. *** года рождения, иного места жительства не имеет, в передвижении в силу возраста и состоянию здоровья ограничена, проживает с сыном, который осуществляет за ней уход. Вместе с тем наличие регистрации либо отсутствие таковой не может служить ограничением прав граждан.

        Кроме того, согласно заявлению от 20 июня 2007 года Чубаковой А.Г. обращалась на имя руководителя МУП г.Магадана «Социальное жилье» с просьбой закрепить за ней комнаты по факту ее проживания. Факт законности проживания семьи Чубаковой А.Г. не оспаривала заведующая общежитием К., а также инженер ПТО, поставивших на заявлении свои резолюции. Вместе с тем договор найма с ответчиком до настоящего времени не оформлен, законность проживания Чубаковой А.Г. в течение 12 лет наймодателем не оспаривалась.

       Таким образом, исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о фактическом предоставлении истцу спорных комнат *** в г.Магадане на условиях найма жилого помещения, т.е на законном основании.

       В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

      Следовательно, с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям по пользованию гражданами, проживающими на законных основаниях, жилыми помещениями в доме *** в г.Магадане применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения вытекающие из договора социального найма.

       С 01 марта 2005 года, дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма.

        В соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно постановлению мэра г.Магадана от 03 октября 2005 года № 1851 «О возложении обязанности по заключению договора социального найма на жилые помещения, расположенные на территории муниципального образования «Город Магадан»» в целях обеспечения порядка в сфере управления муниципальным жилищным фондом муниципального указано возложить обязанности по заключению договора социального найма на жилые помещения, расположенные на территории муниципального образования "Город Магадан" на департамент жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (Лобко).

        Следовательно, тот факт, что до настоящего времени с ответчиком не заключен договор социального найма и не оформлены документы, не может быть поставлен в вину Чубаковой А.Г. и не может влечь за собой ее выселение из жилого помещения.

На основании ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Законных оснований для выселения Чубаковой А.Г. без предоставления жилого помещения судом не установлено.

       Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца к Чубаковой А.Г.о об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении из незаконно занимаемого жилого помещения комнат *** в городе Магадане, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

        Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана в удовлетворении исковых требований к Чубаковой Анастасии Георгиевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении из незаконно занимаемого жилого помещения комнат *** в городе Магадане, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, - отказать.

        Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

        Установить день изготовления мотивированного решения - 18 июля 2011 года.

            

               Судья                                                                          С.Л. Мирошниченко

***

***