Дело № 2-2773/11 по иску Муравьевой Т.С. к ЗАО `Райффайзенбанк` о взыскании незаконно удержанной комиссии за обслуживание счета по кредитному договору, процентов за пользоание чужими денежными средствами, компенсации морального вреда



Дело № 2-2773\11              11 августа 2011 годаРЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУДМАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи Свиридовой С.А.,

при секретаре       Кожуховой Т.Ю.

с участием

истицы         Муравьевой Т.С.

представителя истца       Власовой А.В.

представителя ответчика      Рыбальченко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 11 августа 2011 года гражданское дело по иску Муравьевой Татьяны Сергеевны к ЗАО «Райффайзенбанк» о взыскании незаконно удержанной комиссии за обслуживание счета по кредитному договору, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,

        Установил:

Истица Муравьева Т.С. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО «Райффайзенбанк» с требованиями о взыскании незаконно удержанной комиссии за обслуживание ссудного счета по кредитному договору, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истица указала, что в мае 2008 года между её супругом Муравьевым Михаилом Алексеевичем и ответчиком был заключен кредитный договор на сумму 747 000 рублей на 36 месяцев, то есть до 28 мая 2011 года.

02 августа 2010 года Муравьев Михаил Алексеевич умер, истица является наследницей первой очереди. За период срока действия кредитного договора выплачено комиссии за ведение ссудного счета в сумме 58 490 рублей, которую истица просит взыскать с ответчика в свою пользу, а также 9 154 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами и 10 000 рублей компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истица и её представитель требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы наследственного дела в отношении Муравьева Михаила Алексеевича, умершего 02 августа 2010 года, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 2, 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется.

Наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Все это относится к объектам гражданских прав.

Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Состав наследства определяется на день открытия наследства (ст. 1114 ГК РФ).

По смыслу изложенных норм права, имущественные права могут быть включены в состав наследства, а наследники могут стать правопреемниками таких прав, если эти права принадлежали умершему до указанного момента.

Из материалов дела следует, что 28 мая 2008 года между ответчиком и гражданином Муравьевым М.А. заключен кредитный договор № 5516915 по условиям которого Муравьев М.А. получил кредит в размере 747 000 рублей на срок 36 месяцев с уплатой 17% годовых. По условиям кредитного договора также ежемесячно подлежала уплате комиссия в размере 2 166 рублей 30 коп. ( л.д. 24). Срок внесения платежей оговорен сторонами - 28 числа каждого месяца.

Условия договора заемщиком исполнялись добросовестно. В августе 2010 года, после смерти заемщика, последовавшей 02 августа 2010 года ( л.д. 15), остаток долга в сумме 246 969 руб. 08 коп. уплачен истицей по делу. Платеж совершен 18 августа 2010 года, что следует из выписки лицевого счета заемщика (л.д.34), копии приходного кассового ордера от 18 августа 2010 года 9 л.д. (л.д. )

Право наследования, закрепленное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (Раздел V "Наследственное право"), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.

В соответствии со статьей 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Право на взыскание в принудительном порядке от кредитных учреждений, уплаченных по обязательствам комиссий в указанной норме непосредственно не упомянуто.

Это, однако, не означает, что все права, принадлежащие на день смерти гражданину как субъекту обязательственного права, переходят в порядке универсального правопреемства к его наследникам.

Из положений ст. 1183 ГК РФ следует, что по наследству переходят лишь суммы начисленной заработной платы и приравненных к ней платежей и оставшиеся неполученными наследодателем при жизни

Правом о признании права на взыскание принудительном порядке от кредитных учреждений, уплаченных по обязательствам комиссий, как следует из вышеприведенных норм права, обладает исключительно тот гражданин, который является стороной по обязательству, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом.

Поскольку данные выплаты неразрывно связаны с личностью наследодателя, то денежные суммы, на получение которых претендует истец, согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации не входят в состав наследственного имущества.

Право требования компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами так же связано с личностью наследодателя, поэтому данное право не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству.

В состав наследства может входить сумма необоснованно уплаченной комиссии за ведение ссудного счета, компенсации морального вреда только в том случае, если такие суммы были присуждены заемщику, но он умер и не успел получить их. Между тем, как следует из представленных материалов, наследодатель при жизни с требованиями о взыскании сумм уплачены комиссий в суд не обращался. Никаких вступивших в законную силу решений суда по данному вопросу не имеется.

Поскольку ко дню смерти Муравьева М.А. денежная сумма, уплаченная за ведение ссудного счета, не была присуждена к взысканию, то возникшее спорное правоотношение не допускает правопреемства. Право требовать взыскания уплаченных сумм комиссии, на которые мог бы претендовать супруг истицы при жизни, принадлежало только ему и в порядке наследования такое право не переходит.

Отказывая в удовлетворении иска, суд так же учитывает, что истица, оплачивая остаток задолженности 18 августа 2010 года, комиссию за ведение ссудного счета не вносила, поскольку срок внесения суммы комиссии еще не наступил (оговорен сторонами по договора 28 числа каждого месяца). За период действия договора № 5516915 названная комиссия в размере 56 323 рубля 80 коп. была уплачена непосредственно заемщиком, что следует как из выписки лицевого счета ( л.д. ) так и из справки ответчика от 11.08.2011 года ( л.д.       ). Кроме этого сведения о наличии кредиторской задолженности умершего перед ответчиком по делу не отражены в наследственном деле Муравьева М.А., что свидетельствует о непредставлении таких сведений истицей нотариусу при вступлении её в право наследования по закону.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Муравьевой Татьяне Сергеевне в удовлетворении требований к ЗАО «Райффайзенбанк» о взыскании незаконно удержанной комиссии за обслуживание счета в размере 58 490 рублей, по кредитному договору от 28 мая 2008 года № 5516915, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 154 рубля, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Срок изготовления мотивированного решения 16 августа 2011 года.

Судья: подпись

Копия верна

Судья                   Свиридова С.А.