Дело № 2-3407/11 по иску Демьянова А.Н. к ОАО `Авиакомпания `Якутия` о взыскании денежной компенсации морального вреда



Дело № 2-3407/11       22 августа 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Свиридовой С.А.

при секретаре        Кожуховой Т.Ю.

с участием истца       Демьянова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 22 августа 2011 г. гражданское дело по иску Демьянова Александра Николаевича к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» о взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ :

Демьянов А.Н. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» о взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что 27.04.2011 г. были приобретены билеты на самолет по маршруту Магадан-Анадырь-Магадан, выполняемый авиакомпанией «Якутия». 02.05.2011 г. он отправился в направлении Магадан-Анадырь, 04.05.2011 г. в указанное в авиабилете время должен был вылететь в обратную сторону Анадырь-Магадан. Рейс по вылету Анадырь-Магадан был задержан на 1 час 40 минут, ему как пассажиру данным обстоятельством было испорчено настроение, доставлены неудобства. О задержке рейса он не был информирован, в дальнейшем на борту самолета не было предложено горячее питание, не смотря на то, что полет составлял более трех часов.

Просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб., также штраф за несвоевременную доставку пассажира в пункт назначения.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях, предъявленных к авиакомпании «Якутия» о возмещении денежной компенсации морального вреда, настаивал, просит суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу представительство авиакомпании в г.Якутск извещено надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили.

Принимая во внимание правила, установленные ст.167 ГПК РФ, а также мнение истца полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика по имеющимся в деле материалам.

Выслушав пояснения истца, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

Перевозчик несёт ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007г. № 82 были утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (зарегистрированы в Минюсте России 27 сентября 2007 г. № 10186).

Согласно ст.95 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007г. №82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", перевозчик должен обеспечить на борту воздушного судна:

информирование пассажиров об условиях полета и общих правилах поведения пассажиров на борту воздушного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания воздушного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения в салоне воздушного судна индивидуальных средств защиты и надувных трапов;

предоставление прохладительных и/или горячих напитков и питания;

первую медицинскую помощь.

Горячее питание предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа - в дневное время и каждые шесть часов - в ночное время.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, что также подтверждается представленными в деле материалами, 27.04.2011 г. истец заключил договор воздушной перевозки на рейс № ЯК-511, выполняемый 02.05.2011 г. в 10 часов 10 минут авиакомпанией «Якутия» по маршруту Магадан-Анадырь, и на рейс ЯК-512, выполняемый 04 мая 2011 г. в 14 часов 50 минут авиакомпанией «Якутия» по маршруту Анадырь - Магадан.

Самолет 04.05.2011 г. рейсом № ЯК-512 вылетел из аэропорта г. Анадырь с задержкой рейса на 1 час 40 минут, что подтверждается соответствующей отметкой штампом Аэропорта Анадырь на электронном билете пассажира Демьянова А.Н. от 27.04.2011 г. (л.д. 5).

По утверждению истца в судебном заседании, рейс по вылету Анадырь-Магадан был задержан на 1 час 40 минут, ему как пассажиру данным обстоятельством было испорчено настроение, доставлены неудобства. О задержке рейса он не был информирован, не смотря на то, что при приобретении авиабилетов им были оставлены все контактные номера телефонов. В аэропорту пришлось потратить силы и время для проставления соответствующей отметки о задержке рейса. Кроме того, в дальнейшем на борту самолета ему и другим пассажирам не было предложено горячее питание, не смотря на то, что рейс был задержан на 1 час 40 минут и полет составлял более трех часов.

В обоснование своих требований, предъявленных к ответчику в суде, истец представил в материалы настоящего гражданского дела копию электронного билета по маршруту Магадан-Анадырь-Магадан от 27.04.2011 г. ( л.д. 5), копию претензии направленную в адрес ответчика ОАО «Авиакомпания «Якутия» от 06.05.2011 г. ( л.д. 6), копию письма ОАО «Авиакомпания «Якутия» от 14.06.2011 г., копию справки от 18.05.2011 г. ОАО «Авиакомпания «Якутия».

При подготовке дела к судебному разбирательству определением судьи Магаданского городского суда от 02.08.2011г. ответчику ОАО «Авиакомпания «Якутия», было предложено представить доказательства, подтверждающие либо опровергающие доводы истца, изложенные в исковом заявлении.

Однако ОАО «Авиакомпания «Якутия» данное определение в отношении предъявленного к нему требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа за задержку доставки пассажира в пункт назначения исполнено не было, документы, необходимые для разрешения, возникшего между сторонами спорного правоотношения, в материалы дела не представлены.

Между тем, согласно статье 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами.

Поскольку ответчик при подготовке настоящего дела к судебному заседанию свои возражения с письменными доказательствами в их обоснование относительно предъявленного к нему истцом требования не представил, вызов в судебное заседание проигнорировал, суд при разрешении исковых требований полагает возможным исходить из тех доказательств, которые представлены в материалах дела истцом и его пояснений, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст. 68 настоящего Кодекса, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В судебном заседании согласно представленным документам достоверно установлено задержка рейса имела место быть на 1 час 40 минут по неизвестным причинам. Ответчик, мотивированный отзыв, информацию о времени выполнения рейса ЯК-512 с указанием фактического времени вылета и также причин задержки не предоставил.

Указанное свидетельствует, что задержка вылета рейса из г.Анадырь в г.Магадан произошла по вине ответчика, между тем ответчиком не предоставлено доказательств, являющихся основанием для освобождения ответчика-перевозчика от ответственности.

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд принимает во внимание нравственное и физическое состояние человека, лишенного возможности своевременно вылететь по запланированному маршруту, получить своевременно информацию о задержке рейса, получении горячего питания.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает также то обстоятельство, что ответчик допущенное в отношении истца нарушение прав потребителя в добровольном порядке не устранил, в связи с чем истцу пришлось обращаться за защитой своего нарушенного права в суд.

Данные обстоятельства, по мнению суда, не могли не причинять истцу физические и нравственные страдания, поэтому, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему гражданскому делу, индивидуальных особенностей истца, а также степени перенесенных им нравственных переживаний, суд полагает возможным взыскать с ответчика в его пользу в возмещение понесенного им морального вреда денежную компенсацию в сумме 6 000 руб.

Компенсацию морального вреда в сумме 244 000 руб. (250 000 руб. - 6 000 руб. = 244 000 руб.) суд находит завышенной, не соответствующей требованиям разумности и справедливости, и полагает возможным в удовлетворении этой части исковых требований истцу отказать.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 (с изменениями), в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются специальными законами РФ, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

Согласно ст.120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Таким образом, сумма неустойки составит : 4611 руб. (МРОТ на 01.06.2011г.) х 25% х 1 час. 40 мин. = 1 152 руб. 75 коп.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Направленная в адрес ответчика претензия от 06 мая 2011 года ( л.д.6) содержащее просьбу о добровольной выплате штрафа за нарушение сроков исполнения обязательства ответчиком не удовлетворена, в силу приведенной выше статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», соответственно с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3 576 руб. 37 коп. (6000 руб. + 1172 руб. 75 коп. = 7152, 75 руб. : 2).

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку решением суда с ответчика в пользу истца взыскана денежная компенсация морального вреда в сумме 6 000 руб., штраф за просрочку доставки пассажира в размере 1172 руб. 75 коп., а также штраф в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» за нарушение прав потребителя в размере 3 576, 37 руб., то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 456 руб. 83 коп.

Руководствуясь статьями 194 и 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Демьянова Александра Николаевича к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» в пользу Демьянова Александра Николаевича денежную компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб., штраф за просрочку доставки пассажира в размере 1152 руб.75 коп., а всего 7 152 руб. 75 коп.

В удовлетворении исковых требований Демьянова Александра Николаевича к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме, превышающей 6000 рублей, штрафа в сумме, превышающей 1 152 руб. 75 коп. отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 3 576 руб. 37 коп.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 456 руб. 83 коп.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить срок изготовления мотивированного решения 26 августа 2011 г.

Судья                                                                                           Свиридова С.А.