№ 2-3031/11 по иску прокурора г.Магадана к МБОУДОД г.Магадана `Образовательно-культурный центр` о признани приказа о частичной плате за предоставление муниципальной услуги незаконным.



Дело № 2-3031/11                                                                             28 июля 2011 года         

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи- Коваленко О.В.,                                                                                                                   

при секретаре- Романовой Н.А.                                                                                      

при участии прокурора - Розенберг Н.Л., представителей ответчика -                 Зеленецкой К.Н., действующей на основании доверенности от 18.07.2011 года, Бочко В.В., действующей на основании доверенности от 18.07.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 28 июля 2011 года гражданское делопо исковому заявлению прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Магадана «Образовательно-культурный центр» о признании приказа директора № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД г. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным, признании действий по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Магадана «Образовательно-культурный центр» о признании приказа директора № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД г. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным, признании действий по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа незаконными.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой города Магадана проведена проверка законности взимания платы за образовательные услуги, оказываемые учреждениями дополнительного образования детей. В ходе проверки установлено, что приказом директора учреждения «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12.04.2011 установлен размер частичной платы за предоставление муниципальной услуги данным Учреждением и порядок ее внесения. Полагает, что взимание платы ответчиком за оказание образовательных услуг в рамках основной дополнительной образовательной программы, а именно за обучение в отделении специального инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, балалайка, баян, аккордеон), отделении хореографии, художественном отделении (начальное звено), отделении компьютерной графики, отделении театрального искусства, отделении общего эстетического развития, отделении начального изобразительного искусства, является незаконным и противоречит требованиям п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании», п. 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, п. 5 постановления Правительства РФ от 05 июля 2001 года № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Указывает, что установление ответчиком размера (тарифа) частичной платы за оказание муниципальной услуги и взимание данной платы противоречит ч. 6 ст. 10, п. 4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в муниципальном образовании «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 25.04.2008 № 47-Д.

В судебном заседании, участвующий в деле, прокурор доводы иска поддержала.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.

Согласно п. 5 ст. 12 названного Закона деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 определено, что образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Пунктом 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено право образовательного учреждения привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

В силу п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными     государственными образовательными

Согласно п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 с последующими изменениями, реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно пункту 47 Положения учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие цели), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, также установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ), финансируемой за счет средств муниципального бюджета.

Таким образом, образовательные учреждения дополнительного образования детей на платной основе вправе оказывать лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования.

Пунктом 1.9 Устава ответчика предусмотрено, что Учреждение
по своей организационно-правовой форме является муниципальным
бюджетным образовательным учреждением, по типу и виду - учреждением
дополнительного образования детей и первым звеном в системе
непрерывного образования, ориентированного на освоение

профессиональных образовательных программ в сфере искусства и культуры.

Одной из основных целей образовательной      деятельности      Учреждения      является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства (п. 2.1 Устава).

Согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются, в том числе, на общеобразовательные (основные и дополнительные).

10 января 2011 года директором учреждения утверждена образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Магадана «Образовательно-культурный центр», из которой следует, что одной из задач учреждения является реализация образовательных программ начального профессионального обучения в области музыкального и хореографического искусства (л.д. 52). Образовательный процесс осуществляется по трем направлениям: музыкальное искусство, хореографическое искусство и творческие технологии. В школе работают 6 отделений: специального инструмента, хореографии, компьютерной графики, общего эстетического развития, театрального искусства, начального художественного.

Одновременно данной программой установлено право Центра оказывать дополнительные платные образовательные услуги за рамками своей основной деятельности.

Образовательной программой предусмотрены учебные планы: по отделению специального инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, балалайка, баян, аккордеон), отделению хореографии, отделению компьютерной графики, отделению театрального искусства, отделению общего эстетического развития, отделению начального изобразительного искусства (раздел IV).

В судебном заседании установлено, что приказом директора учреждения                       № 27 от 12.04.2011 установлен размер частичной платы за предоставление муниципальной услуги ответчиком и порядок ее внесения. Согласно приложению данного приказа размер частичной платы за следующие муниципальные услуги составляет: фортепиано - 700 руб.; гитара - 750 руб.; баян, аккордеон - 550 руб.; домра, балалайка, скрипка, виолончель, флейта и все другие духовые инструменты - 450 руб.; хоровое отделение - 550 руб.; художественное отделение (начальное звено) - 400 руб., художественное отделение - 500 руб.; хореографическое отделение - 500 руб.; отделение компьютерной графики - 700 руб.,; эстетическое отделение - 300 руб.; отделение сольного пения - 550 руб.; театральное отделение - 250 руб.; дизайнерское отделение - 500 руб.; фольклорное отделение - 450 руб. (л.д.47-48).

Из объяснений представителей ответчика в судебном заседании следует, что поименованные в оспариваемом приказе образовательные услуги дополнительного образования входят в основную деятельность учреждения. По вопросу предоставления дополнительных образовательных услуг, не входящих в основную деятельность, ответчиком издано положение об оказании таких услуг.

Из материалов дела видно, что ответчик реализует программу дополнительного образования, при этом такая программа для данного учреждения является основной, соответственно учреждение не вправе взимать плату за оказание услуг в рамках реализуемых им программ дополнительного образования, поскольку они определяют его статус и финансируются учредителем.

При таком положении, суд приходит к выводу, что введение оспариваемым приказом обязательной частичной платы за оказание образовательных услуг, не выходящих за рамки основной образовательной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей управления культуры мэрии г. Магадана, противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.

С доводами представителей ответчика о том, что учреждение предоставляет исключительно дополнительные образовательные услуги, суд не может согласиться нельзя, поскольку данные образовательные услуги предусмотрены образовательной программой учреждения.

Ссылку представителей ответчиков на то, что учреждение оказывает образовательные услуги в сфере культуры, на которые не распространяется условие бесплатности в силу Закона РФ от 09.10.1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» нельзя признать состоятельной, поскольку она основана на ошибочном толковании закона. Ответчик является, прежде всего, образовательным учреждением, которое вправе на платной основе оказывать лишь дополнительные образовательные услуги, не поименованные в образовательной программе. В соответствии с п. 3.5 Устава учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами, не предусмотренные соответствующими учебными планами. Порядок оказания дополнительных платных образовательных услуг определяется локальным актом - положением (п. 3.6 Устава). В данном положении ответчик вправе самостоятельно устанавливать порядок определен цены услуги.

В силу п. 4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе, по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Решением Магаданской городской Думы от 25.04.2008 № 47-Д утвержден порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в муниципальном образовании «Город Магадан».

Пунктом 3 данного порядка предусмотрено, что тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений устанавливаются постановлением мэрии города Магадана в соответствии с методикой по расчету тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования «Город Магадан, утверждаемой постановлением мэрии города Магадана.

Таким образом, установление размера частичной платы за оказание муниципальной услуги приказом учреждения противоречит действующему законодательству.

Доводы представителей ответчика о том, что оспариваемый приказ издан на основании и во исполнение муниципального задания на предоставление муниципальной услуги в 2011 году, утвержденного приказом Управления культуры мэрии г. Магадана не могут быть приняты во внимание.

Согласно ч.1 ст. 69.2. БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Между тем, законодательством не предусмотрено оказание на платной основе образовательных услуг, не выходящих за рамки основной образовательной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора                                 г. Магадана обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковые требования прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Магадана «Образовательно-культурный центр» о признании приказа директора № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД г. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным, признании действий по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа незаконными - удовлетворить.

Признать приказ директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Магадана «Образовательно-культурный центр» № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД г. Магадана «Образовательно-культурный центр» незаконным и недействующим со дня его издания.

Признать действия муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Магадана г. Магадана «Образовательно-культурный центр» по взиманию частичной платы за предоставление муниципальной услуги со дня издания приказа директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Магадана № 27 от 12 апреля 2011 года «О частичной плате за предоставление муниципальной услуги МБОУ ДОД г. Магадана «Образовательно-культурный центр» - незаконными.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 02 августа 2011 года.

           

Судья                                                                                        О.В. Коваленко

<данные изъяты>

<данные изъяты>