Дело № 2-4219/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 23 сентября 2011 года г. Магадан В составе: председательствующего судьи Адаркина И.А. при секретаре Исмаиловой Н.Б., с участием представителей Департамента здравоохранения администрации Магаданской области Ворожцовой О.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ г.), Корчинского А.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ г.), представителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области Носова С.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.), рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2011 г. в Магаданском городском суде г. Магадане гражданское дело № 2-4219/11 по заявлению Департамента здравоохранения администрации Магаданской о признании незаконными действий должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области С признании незаконным и отмене предписания Управления Росздравнадзора по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ. № У С Т А Н О В И Л : Департамента здравоохранения администрации Магаданской области (далее - Департамент) обратился в Магаданский городской суд с заявлением о признании действий должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области (далее - Управление) С по проведению плановой выездной проверки Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №, в части контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения - незаконными, а также признании незаконным и отмене предписания Управления Росздравнадзора по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ. № В обоснование заявления указано, что Управлением в 2010 году в плановом порядке было проведено две проверки Департамента по контролю за осуществлением деятельности, связанной с осуществлением переданных полномочий в сфере здравоохранения: ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> В период с ДД.ММ.ГГГГ г., на основании приказа и.о. руководителя Управления С от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссией Управления в составе С - заместителя руководителя, Т начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения, М - специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере здравоохранения и социального развития, Волковой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере здравоохранения и социального развития; Ш специалиста-эксперта отдела финансового, правового и кадрового обеспечения, проведена проверка Департамента <данные изъяты> По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ., вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009г. № 944, видов деятельности в сфере здравоохранения, осуществляемых юридическими лицами, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, не входит проведение проверки по переданным полномочиям, а соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, просили признать действия должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области С по проведению плановой выездной проверки Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ в части контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения - незаконными, а также признать незаконным и отменить предписание Управления от ДД.ММ.ГГГГ. №. Также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, в связи с первоначальной подачей жалобы ДД.ММ.ГГГГ г. в Арбитражный суд Магаданской области и прекращением ДД.ММ.ГГГГ г. указанным судом производства по жалобе Департамента, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо - С в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ., находится <данные изъяты> В соответствии со ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица. В судебном заседании представители Департамента заявленные требования поддержали в полном объеме, привели доводы, изложенные в заявлении. Представитель Управления полагал заявление не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд и отсутствием обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению. Также пояснил, что проверка полноты и качества осуществления Департаментом переданных полномочий в сфере здравоохранения была проведена в соответствии с действующим законодательством, по результатам проверки было выдано предписание. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Данное положение согласуется со ст. 245 ГПК, предусматривающая, что вышеуказанная категория дел подлежит рассмотрению в суде. Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 - 26 Кодекса и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Проверив соблюдения сроков, установленных ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса, суд полагает пропущенный процессуальный срок подачи жалобы подлежащим восстановлению, поскольку первоначально жалоба была подана заявителем ДД.ММ.ГГГГ г. в Арбитражный суд Магаданской области, принята к рассмотрению, ДД.ММ.ГГГГ г. определением Арбитражного суда Магаданской области производство по жалобе Департамента в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду В соответствии со ст. 5.1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том числе осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. В соответствии с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", утвержденным Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно п. 1 " Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации)", утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 205, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является Управление Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 6.6 указанного положения Управление Росздравнадзора осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии с п. 1 "Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения", утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н (ред. от 11.09.2009) (далее - Порядок), настоящий Порядок определяет правила организации работы по контролю и надзору за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи федеральным стандартам в сфере здравоохранения (далее - переданные полномочия). Пунктом 5 Порядка установлено, что контроль и надзор за осуществлением переданных полномочий осуществляется в форме документальных и выездных плановых и внеплановых проверок. Согласно п. 6 Порядка, плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проверок, утверждаемых руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и руководителями ее территориальных органов. Выписки из планов проверок доводятся до сведения проверяемых органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 17 Порядка, выездная плановая и внеплановая проверка (далее - выездная проверка) проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, которым определяется предмет проверки, срок ее проведения, председатель и члены комиссии, участвующие в проведении выездной проверки (далее - комиссия). Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ., на основании приказа и.о. руководителя Управления С от ДД.ММ.ГГГГ г. №, комиссией Управления проведена проверка Департамента с целью контроля <данные изъяты> Согласно сведений в приказе, проверка проведена в соответствии с планом Управления на 2011 год, размещенном на официальном сайте. По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, а также вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. Таким образом, в судебном заседании на основании исследованных материалов дела установлено, что проверка Департамента, проведенная в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа и.о. руководителя Управления С от ДД.ММ.ГГГГ г. №, проведена в соответствии с Порядком организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения. Доводы заявителя о том, что перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009г. № 944, видов деятельности в сфере здравоохранения, осуществляемых юридическими лицами, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, не входит проведение проверки по переданным полномочиям, а соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, не может быть принят во внимание, поскольку периодичность проведения проверок по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения установлена вышеуказанным Порядком, который, в данном случае является специальной нормой которая регулирует конкретные правоотношения по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения, кроме того, в силу п. 1 ч. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Таким образом положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с проведением специального государственного контроля и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке. В соответствии с разъяснениями п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела суду надлежит выяснять, в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, не усматривается, что действия должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области С по проведению плановой выездной проверки Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ г., в части контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения, а также предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении выявленных нарушений, вынесенное по результатам указанной проверки, не соответствует закону или иному правовому акту. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области С по проведению плановой выездной проверки Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ г., в части контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения, а также предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении выявленных нарушений, не противоречат действующему законодательству, проведение проверки и вынесение указанного предписания не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностного лица - и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области С по проведению плановой выездной проверки Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ в части контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения, признании незаконным и отмене предписание Управления от ДД.ММ.ГГГГ. №. Установить день изготовления мотивированного решения - 28 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя данный срок с 29 сентября 2011 года. Судья И.А. Адаркин