№ 2-3731/11 по заявлению Мацола И.Н. о признании действий главы администрации п.Сокол незаконными.



Дело № 2-3731/11                      25 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                                 Неказаченко Н.П.,

при секретаре                                                                              Валюлис О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 25 августа 2011 года гражданское дело по заявлению Мацола Ивана Николаевича о признании действий (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Григория Григорьевича, заключающегося в длительном непредставлении жилого помещения, признать его виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья, взыскании морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Мацола И.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Григория Григорьевича, заключающегося в длительном непредставлении жилого помещения, признать его виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья, взыскании морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что с 30 марта 1983 года состоит в списке очередников на получение муниципального жилья, с 26 января 1983 года дополнительно состоял в очереди как многодетная семья.

В 1995 году ответчиком предложено жилое помещение - однокомнатная квартира 12 кв.м. на состав семьи 5 человек, расположенную по адресу <адрес>. Квартира находилась в непригодном для проживания состоянии., в связи с чем был составлен акт осмотра жилого помещения. От получения данного жилого помещения в марте 1995 года истец отказался.

В сентября 1995 года администрацией пос. Сокол истцу снова была выделена та же квартира, от которой истец отказался в марте 1995 года.

В связи с тем, что истцу необходима была регистрация, он зарегистрировался в жилом помещении, расположенном по адресу                            <адрес>, однако продолжал проживать по <адрес>, затем снял дом <адрес>.

В 2003 году Мацола И.Н. обратился в Магаданский городской суд с иском к территориальной администрации пос. Сокол, мэрии г. Магадана о признании ордера от 02 октября 1995 года недействительным, предоставлении жилья. Решением от 12 августа 2003 года Мацола И.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с припуском рока исковой давности.

По вопросу предоставления муниципального жилья истец обращался в 2006 году к мэру г. Магадана, на что ему поступил ответ от руководителя Департамента мэрии г. Магадана о том, что информации по учету и распределению жилья за период с 1993 года по 2006 год в отношении Мацола И.Н. отсутствует, поскольку до 2005 года данным вопрос находился в компетенции администрации пос. Сокол.

В марте 2010 года истец направил документы в администрацию              пос. Сокол для продления очереди на получение жилья, но получил информацию о том, что в 2009 году его исключили из числа очередников.

Кроме того указал, что в 1995 году администрацией пос. Сокол многодетная семья истца была незаконно снята с очереди на получение муниципального жилья.

На сновании изложенного, просит признать действия (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Г.Г., заключающиеся в длительном непредставлении жилого помещения незаконными, признать Игнатенко Г.Г. виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья, взыскании морального вреда в размере 1 000 000 рублей

Заявитель в судебное заседание не явился, перед судебным заседанием, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие в связи с отъездом в отпуск.

Заинтересованное лицо - Игнатенко Г.Г. в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В своей телефонограмме, направленной до судебного заседания сообщил, что в связи празднованием юбилея образования «Аэропорт-Магадан» в пос. Сокол, главой которого он является, в судебное заседание явиться не сможет.

Суд, принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц на основании материалов, имеющихся в деле.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ст. 246, ГПК РФ).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании статьи 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, предоставленные гражданам на основании ордеров в период действия Жилищного кодекса РСФСР применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договору социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

  1. подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5)предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований которые до введение в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу вышеуказанных норм снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет гражданин сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в ЖК РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

На основании статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительстварешением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В силу статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выезда на другое постоянное место жительства, в том числе выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий.

02 октября 1995 года Мацоле И.Н. выдан ордер № 000469 на состав семьи 1 человек по <адрес>
жилой площадью: 12 кв.м.

Из материалов дела следует, что в с 04 октября 1995 г. Мацола И.Н. зарегистрирован один в жилом помещении общей площадью: 24,8 кв. м., таким образом, считается обеспеченным жилой площадью, что подтверждает отсутствие оснований нахождения на учете нуждающихся в жилом, помещении. В связи с чем, постановлением мэрии города Магадана № 2382 от 28 августа 2009 г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании материалов жилищной комиссии от 04 августа 2009 г. Мацола И.Н. снят с учета граждан, в качестве нуждающегося в жилом помещении, состоящего на учете в территориальной администрации поселка Сокол в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ.

Поскольку Мацоле И.Н. на основании ордера № 000469 от 02 октября 1995 г. было предоставлено жилое помещение на состав семьи 1 человек по <адрес> жилой площадью 12 кв. м., общей площадью 24,8 кв. м., т.е. по норме предоставления жилой площади, то Мацола И.Н. утратил право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как истец обеспечен вышеуказанным жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства.

В связи с чем оснований у Мацола И.Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.

В установленном законном порядке квартира <адрес>, предоставленная истцу непригодной для проживания, а также аварийной и подлежащим сносу или реконструкции не признана.

Согласно ст. 247 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из представленного заявления не усматривается, какие конкретные действия главы администрации пос. Сокол Игнатенко Г.Г. по непредставлению жилого помещения оспариваются заявителем.

Кроме того, заявитель не указал, согласно какой норме права следует признать главу администрации поселка Сокол Игнатенко Г.Г., виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья.

Как указано в п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Изучив заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что окончательно о своем нарушенном праве на предоставление жилого помещения заявитель узнал, ознакомившись в мае 2011 года с постановлением мэрии г. Магадана № 2382 от 28 июня 2009 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Однако сведений, подтверждающих факт ознакомления с данным документом именно в это время, заявитель суду не представил, а судом не добыто. Таким образом в материалах отсутствуют сведения о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу заявления об оспаривании действий (бездействия) главы администрации            пос. Сокол.

На основании изложенного, требования Мацола И.Н. о признании действий (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Г.Г., заключающегося в длительном непредставлении жилого помещения, признать его виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья удовлетворению не подлежат.

Поскольку требовании заявителя о признании действий (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Г.Г., заключающегося в длительном непредставлении жилого помещения, и признании его виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья являются основными, а требования о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, дополнительными, вытекающими из основных и непосредственно с ними связанными, то в удовлетворению данное требование также не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:       

Мацоле Ивану Николаевичу в удовлетворении требований о признании действий (бездействия) главы администрации поселка Сокол Игнатенко Григория Григорьевича, заключающегося в длительном непредставлении жилого помещения, признать его виновным в исключении заявителя из списка на получение жилья, взыскании морального вреда в размере 1 000 000 рублей- отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить срок изготовления мотивированного решения - 30 августа 2011 года. Срок для обжалования с 31 августа 2011 года.

Судья                                                                                         Н.П. Неказаченко