Дело № 2-3553/11 26 сентября 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе председательствующего судьи Н.П. Неказаченко, при секретаре О.Ю. Валюлис, с участием прокурора И.В. Беляевой, представителя третьего лица А.Е. Гончарова, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 26 сентября 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Голд - Икс» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Голд - Икс» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Магадана проведена проверка об охране атмосферного воздуха и природоохранного законодательства РФ. Проверкой установлено, что ООО «Голд - Икс» осуществляет деятельность по добыче золота по лицензии на право пользования недрами № МАГ 04143 БР, в результате которой в атмосферу осуществляется выброс вредных веществ. Постановлением № 19э/в-10/пс1 от 02 августа 2010 года геолог ООО «Голд - Икс» ФИО8. за указанное нарушение привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей. 02 августа 2010 года Управлением Росприроднадзора по Магаданской области ООО «Голд - Икс» выдано предписание № 19э/в/1-10/1 об устранении указанных нарушений и получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 10 ноября 2010 года. Указанное предписание не исполнено в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Магадана ООО «Голд - Икс» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 30 ноября 2010 года Управлением выдано повторное предписание № 19э/в/1-10/2 о получении ООО «Голд - Икс» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 31 мая 2011 года, которое до настоящего времени не исполнено. Несоблюдение ООО «Голд - Икс» законодательства об охране атмосферного воздуха может повлечь загрязнение окружающей среды, создает риск возникновения чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Просит обязать ООО «Голд - Икс» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Прокурор в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. С учетом того, что по ходатайству ответчика судебное заседание было отложено на длительный срок, и ответчик, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя, не представил в суд доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание, суд находит в действиях ответчика злоупотребление правом. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора и представителя третьего лица, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалам. Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Магаданской области в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора и просил иск удовлетворить. Выслушав пояснения прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Предъявляя иск в интересах другого лица, прокурор действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. В исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Обосновывая свои исковые требования, прокурор приводит доводы о том, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере охраны атмосферного воздуха и природоохранного законодательства. В данном случае прокурор обратился в защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества и персонификации не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурор обоснованно, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, предъявил требования к ответчику в защиту неопределенного круга лиц. В силу ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическим благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; и иных принципах. В силу ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ч.5 ст.12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. В силу ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами закона выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников горнодобывающего комплекса без оформленного разрешения не допускается. Из материалов дела следует, что ООО «Голд - Икс» осуществляет деятельность по добыче золота по лицензии на право пользования недрами № МАГ 04143 БР, в результате которой в атмосферу осуществляется выброс вредных веществ. Срок действия лицензии до 31 декабря 2012 года. Постановлением № 19э/в-10/пс1 от 02 августа 2010 года геолог ООО «Голд - Икс» ФИО9. за указанное нарушение привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей. 02 августа 2010 года Управлением Росприроднадзора по Магаданской области ООО «Голд - Икс» выдано предписание № 19э/в/1-10/1 об устранении указанных нарушений и получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 10 ноября 2010 года. Указанное предписание не исполнено в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Магадана ООО «Голд - Икс» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 30 ноября 2010 года Управлением Росприроднадзора по Магаданской области выдано повторное предписание № 19э/в/1-10/2 о получении ООО «Голд - Икс» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 31 мая 2011 года, которое также не исполнено. 06 июля 2011 года ООО «Голд - Икс» обратилось в Управление Росприроднадзора по Магаданской области с заявлением о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Однако письмом от 17 августа 2011 года № ПБ-11/2382 Управлением Росприроднадзора по Магаданской области материал возвращен ответчику на доработку. На основании изложенного, требования прокурора г.Магадана подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Город Магадан». Следовательно, с ООО «Голд - Икс» подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Голд - Икс» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, - удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Голд - Икс» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Голд - Икс» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 01 октября 2011 года. Срок для обжалования исчислять с 03 октября 2011 года. Судья Н.П. Неказаченко <данные изъяты> <данные изъяты>