Дело № 2-4226/11 29 сентября 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе: председательствующего судьи - Коваленко О.В., при секретаре - Романовой Н.А., при участии представителя истца - Носикова Н.Н., представителя Управления Росприроднадзора по Магаданской области - Гончарова А.Е., действующего на основании доверенности от 11.05.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 29 сентября 2011 года гражданское делопо искупрокурора г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ГИК» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ГИК» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Магадана проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха и природоохранного законодательства РФ установлено, что ООО «Фирма ГИК» осуществляет деятельность по добыче золота по лицензии на право пользования недрами № МАГ 02579 БР, в результате которой в атмосферу осуществляется выброс вредных веществ. В нарушение ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Прокурор, участвующий в деле, требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель третьего лица в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Предъявляя иск в интересах другого лица, прокурор действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. В исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Обосновывая свои исковые требования, прокурор приводит доводы о том, что ответчиком не соблюдается законодательство об охране атмосферного воздуха, что нарушается права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В силу ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с п. 1 и 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Из содержания ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с нормами закона выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников горнодобывающего комплекса без оформленного разрешения не допускается. В судебном заседании установлено, что ООО «Фирма ГИК» осуществляет деятельность по добыче золота по лицензии на право пользования недрами № МАГ 02579 БР в результате которой в атмосферу осуществляется выброс вредных веществ. Постановлением № 38э/в-10/пс 1 от 07.10.2010 геолог ООО «Фирма ГИК» ФИО8 за указанное нарушение привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей. 07 октября 2010 года Управлением Росприроднадзора по Магаданской области» ООО «Фирма ГИК» выдано предписание № 38э/в/1-10/1 об устранении указанных нарушений и получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 01 февраля 2011. Указанное предписание не исполнено в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 7 г. Магадана Магаданской области ООО «Фирма ГИК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей. 22 февраля 2010 года Управлением выдано повторное предписание № 38э/в/2/11/1 о получении ООО «Фирма ГИК» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до 26 мая 2011 года, которое до настоящего времени не исполнено. Доказательства, подтверждающие соблюдение Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах, требования прокурора г.Магадана подлежат удовлетворению. С учетом того, что отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух влияет на права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также наличие достаточного времени в течение 2010-2011 г.г. для получения ответчиком указанного разрешения, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения обязанности, определенный прокурором г. Магадана в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным. В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Город Магадан». Следовательно, с ООО «Фирма ГИК» подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Магадана в защиту прав и законны интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ГИК» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - удовлетворить. Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Фирма ГИК» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фирма ГИК» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 04 октября 2011 года. Судья О.В. Коваленко <данные изъяты> <данные изъяты>